ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
В порту
Фото ФедералПресс
Автор: Сергей Станкевич, политолог

Каспий: на пороге инфраструктурной революции

В марте 2024 года президент РФ пошёл на решительный шаг: подписал указ, по которому к частному инвестору перейдёт Махачкалинский морской торговый порт – единственный глубоководный, незамерзающий, стратегически расположенный порт РФ на Каспии.

В далёком 1822 году место для этого порта выбрал во время своего персидского похода ещё Петр Великий.  Но к строительству порта россияне приступили почти через полтора века – в 1859 году, а открыли порт в 1870 году. Во времена Российской империи порт быстро развился и процветал. При большевиках он сначала надолго просел,  но к 1940 году приподнялся: объемы перевалки грузов здесь достигли 5,5 миллиона тонн в год. Через порт перевозили хлопок из Средней Азии, нефть и нефтепродукты из Грозного и Баку, из Дагестана шерсть, кожевенное сырье, сухофрукты и рыбу, из Астрахани зерно, железные изделия, цемент и т.д.

В Новой России порт снова просел, выпав из  наработанных торговых потоков. А в 21 веке местные элиты перевели порт в режим теневой эксплуатации.  Издержки оставались на государстве, а прибыль уплывала к частным «клановым» компаниям с филиалами за рубежом. Для наведения порядка в 2016 году в порту было создано АО, которое за пять лет еле дотянуло выручку стратегического порта до 763,5 млн руб., а чистую прибыль — до 83,8 млн руб. – поразительные цифры. Объём перевалки с трудом добрался до 2,9 млн.т. – почти в два раза меньше советского уровня 1940 года.  

Стало понятно, что административными мерами «теневой» профиль порта не побороть. Продолжать менять начальство означало  бессмысленно терять время. К тому же военный конфликт в Украине сделал вопрос абсолютно неотложным. В связи с перегруппировкой товаропотоков порт оказался буквально не перекрёстке двух трансконтинентальных торговых магистралей «Север-Юг» и «Восток-Запад».

Радикально изменить ситуацию призвана создаваемая ныне новая компания  - АО «Север — Юг». Она получит 100% акций Махачкалинского морского торгового порта, из которых за правительством России останутся 49%, а контроль перейдёт к стратегическому инвестору. Землю и другие критические объекты инфраструктуры, примыкающие к порту, компания получит по договору льготной долгосрочной аренды. Этот договор будет расторгнут, если  через 4,5 года с даты подписания объём перевалки окажется  ниже 9 млн. тонн в год. То есть, инвестор должен будет менее чем за пять лет увеличить грузооборот порта минимум в три раза. И за это же время поэтапно выкупить госпакет, оставшись в порту единственным хозяином.  Понятно, что сделать это можно будет не только за  счёт наращивания мощностей, но и в случае перехвата и обеления «теневых» потоков.

Пока неясно, кто именно станет инвестиционным стратегом, хотя наверняка правительство уже имеет в виду какого-то неслучайного партнёра.  Важно, чтобы решительный и в чём-то показательно-символичный проект не завис в согласованиях, не погряз в сомнительных  боковых пристройках. В случае успеха, кроме прямой выгоды  страна получит крайне ценный опыт и тиражируемый прецедент.

Москве стоит поторопиться с  развитием уникального порта на Каспии и ещё по одной причине. Дружественные конкуренты  не дремлют. Казахстан почти договорился  с арабскими  инвесторами о передаче им очень перспективных каспийских портов Актау и Курык. Их совокупная мощность перевалки  даже сейчас не менее 12 млн. тонн (используются на 20-30%). В рыночной экономике можно легко отстать, а потом долго и затратно навёрстывать. 

В большой Евразии наступает эпоха новой логистики. Её нельзя пропустить в роли наблюдателя.

 

Голосование
Дебаты
Новости партнеров