ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Черного кобеля не отмыть добела
Автор: Екатерина Винокурова, специальный корреспондент PublicO

Черного кобеля не отмыть добела

Продвинутые российские читатели и пользователи Сети находятся сегодня в двух медиапространствах: российском и том, что формируется за рубежом. Их разделяет сегодня не только отношение к СВО. Очевидно, что в российском медиапространстве далеко не все являются ее восторженными поклонниками. Любопытно, что именно эмигрантские СМИ, точнее, СМИ релокантов сегодня удивляют однообразием: все как один выступают за безоговорочную победу Украины и, соответственно, поражение России. Чем дальше, тем больше такая тональность перестает нравиться «оставшимся», в том числе и нелояльным СВО. Могут ли появиться на Западе медиа-проекты, рассчитанные на внутрироссийскую, а не на эмигрантскую и, собственно, украинскую аудиторию? На этом вопрос непросто ответить.

Александр Мамут, российский олигарх, покинул Россию после начала СВО и собирается «отбеливать» себе репутацию, в связи с чем хочет спонсировать русскоязычные оппозиционные медиа – вплоть до создания собственного медиахолдинга за рубежом, пишут СМИ.

Forbes оценивает состояние Мамута в 2 млрд дол. В России с конца 1990-х он занимался самыми разными бизнесами — был совладельцем производителя золота и серебра «Полиметалл», банка «Открытие», розничных сетей «Седьмой континент» и Spar. В середине 2000-х Мамут скупил несколько крупных интернет-активов, в том числе издание Gazeta.ru, Lenta.Ru и сервис блогов Livejournal.

В нынешних слухах о запуске Мамутом собственного эмигрантского медиапроекта стоит отметить несколько моментов.

Во-первых, если Мамут действительно решит реализовать такой проект, он неминуемо столкнется с кадровой проблемой. Дело в том, что для российских журналистов, не связанных с гос-СМИ, именно Мамут – один из самых ненавидимых людей. Речь идет о выходцах из «Ленты.ру» и «Газеты.Ру», которые Мамут выкупил в начале десятых как часть холдинга SUP Media. Вскоре после прихода Мамута и его команды издания ощутили цензурное давление, которое в итоге привело к увольнениям топ-менеджмента изданий и массовом исходе оттуда журналистов. В те года Мамут регулярно общался с тогдашним первым замглавы администрации президента (сейчас – спикер Госдумы) Вячеславом Володиным, хотя в богемных кругах пользовался репутацией человека либерального. Так или иначе, обезличивание и стирание в актуальной повестке двух некогда крупнейших интернет-изданий – результат руководства команды Мамута, поэтому едва ли нового «хорошего русского» ждет теплый прием в эмигрантской медиасреде.

Вызывают вопросы и менеджерские способности Мамута. Так, например, кроме «Газеты.ру» и «Ленты.ру» его «жертвой» стал и «Живой журнал» (Livejournal), также входивший в холдинг. После того, как Мамут поставил руководить этой структурой своих менеджеров, они начали беспорядочные реформы, придумали некий «социальный капитал» блогеров, который привел к тому, что вверху рейтингов стали оказываться люди, которые делают рерайт самых «желтых» новостей, зато много раз в день, а блогеры, которые составляли основу былого ЖЖ с авторскими постами на разные темы, просто потерялись в этом филиале бульварной газеты, что привело к оттоку пользователей в альтернативные соцсети и фактической «смерти» Livejournal.

Наконец, если отвлечься от самой персоны Александра Мамута, возникает вопрос о целесообразности и форматах работы новых эмигрантских проектов. После массового отъезда из страны оппозиционных журналистов пока мы видели три основные пути, по которым идут медиа в эмиграции.

Первый путь – релокация целого издания вместе с командой. Как правило, вскоре российские власти признают такое медиа иноагентом, а иногда и нежелательной организацией.

Второй путь – это создание нового медиа с небольшой редакцией, как правило, на грантовые, реже спонсорские деньги.

Третий путь – трудоустройство россиян в русские редакции зарубежных медиа.

Пока ни один из путей не показал своей абсолютной эффективности в работе именно с российской аудиторией, так как те же издания, работающие на гранты, сильно зависят от политики своих грантодателей. При этом в публичном поле растет разрыв между уехавшими и оставшимися россиянами, в том числе оставшимися в России, но не поддерживающими СВО. Достаточно вспомнить истории с «Дождем» (признан иноагентом), когда за фразу ведущего о сочувствии к мобилизованным телеканал подвергся травле и вскоре был лишен лицензии на вещание в Латвии, и с сатириком Виктором Шендеровичем (также признан иноагентом), которому начали перекрывать возможности выступать, обливать кетчупом и так далее - за опять-таки высказанные слова сочувствия в адрес россиян.

Внутрироссийскую аудиторию, в том числе либеральную, явно раздражает жесткая проукраинская позиция «уехавших», так как даже антивоенным россиянам не хочется приветствовать чужие бомбы у себя над головами, и уж тем более – аплодировать призывам сбросить на них эти самые бомбы. Кроме того, в репликах антивоенно настроенных оставшихся звучат призывы найти выход, который позволит избежать гражданской войны и напоминание, что чем бы ни закончились нынешние события, всем потом придется жить в одной стране с теми же мобилизованными – что «уехавшие» фактически исключают.

Создание еще одного медиапроекта, который будет озвучивать стандартную повестку всех «уехавших» медиа, ставших за последний год неотличимыми друг от друга, очевидно, будет лишь пустой тратой денег и может разве что (и то под большим вопросом) как-то отбеливать разве что репутацию самого Мамута или иного инвестора. Для того, чтобы эмигрантское медиа не слилось с общим фоном, необходимо, чтобы оно было направлено не на ту же аудиторию, что и все остальные, а на аудиторию внутри России – и тут встает вопрос о внешнем давлении на такое издание в том случае, если оно будет артикулировать общечеловеческую антивоенную повестку, но не занимать проукраинские позиции.

Эксперты не имеют единого ответа, может ли быть создан в эмиграции медиапроект, интересный внутрироссийской аудитории.

Политолог Константин Калачев настроен оптимистичнее всех.

«Можно, если проект будет интересным. Собери хороший коллектив, учти интересы аудитории, вложись — вот и всё. И, главное, не ограничивай их свободу», - говорит Калачев.

Телеграм-канал «Беспощадный пиарщик» настроен куда ироничнее.

«Создание такого медиа, безусловно, возможно. Оно уже создано. Называется Russia Today. Очень жаль, что в свободном демократическом мире таким медиа запрещают вещание, а также мешают распространению новостей от подобных ресурсов. Называют их «пропагандой» и прочими плохими словами.

Что касается Александра Леонидовича Мамута, в его способностях не сомневаемся ни на минуту. Если у вас есть свободные 500 млн долларов, можно их ему отдать, он сделает все в лучшем виде. Так, что мама родная концов не найдет», - считают авторы БП.

Политконсультант, руководитель агентства Sibmedia Василий Дамов вступается за возможный проект:

«Не могу не повторить фразу, увиденную сегодня у кого-то в комментариях: "Мамута упрекают, что "путинский олигарх решил создать независимое СМИ".  Я могу только приветствовать такую идею и буду очень рад, если Мамут доведёт её до практической реализации. В том, что у русскоязычных медиа, в том числе эмигрантских, есть достаточное количество ниш, я уверен. Да, наверное, уже есть избыток тех, кто специализируется на расследованиях, я даже не все успеваю уже читать. Хватает медиа с "журналистикой мнений", как её называют. Но можно искать и находить новые, может быть, даже не такие большие, ниши. Мне бы, например, было очень интересно читать про реальное состояние дел в российском бизнесе. Потому что те, кто остаётся в России, писать об этом не могут или не хотят, а писать там есть, о чём. Почти наверняка, если собрать команду и "покрутить" повестку, можно найти место приложения усилий».

Публицист Платон Беседин считает, что, к сожалению, слово «либеральный» в принципе обросло неприятными коннотациями – это общее место, да, но таков факт.

«Нужны ли либеральные СМИ – от Мамута или кого-либо ещё – россиянам? Если это будет очередная пропаганда, то нет. Люди уже не в 90-х – они не верят в подобные россказни. Если это будет нечто претендующее на поиск истины, то это окажется, как минимум, любопытно.

Нам в принципе всем необходимы адекватные СМИ, потому что медиарынок сегодня превратился в матрицу, форматирующую всех по определённым законам. Много ли СМИ вы в принципе знаете? Нет, названия есть, но по сути? Рынок медиа выжжен, превращён в пустыню, над который летает жестокий дух агитпропа. И вот доверчивый потребитель, простите за это слово, бежит в социальные сети, но видит там, в общем-то, тоже не самое адекватное. Это тюрьма, выбраться из которой практически невозможно.

Ну а что касается «эмигрантской истории», то я уверен, что эти эмигранты – не чета прошлым. Масштаб разный, и отношение к России тоже разное», - рассуждает Беседин.

Журналист Максим Шевченко говорит, что «либерализм» редакции не будет иметь значения.

«Любые СМИ, за которыми не будет чувствоваться волосатая рука привластных пиарщиков и которые не будут гнать спускаемую сверху повестку, будут востребованы. Если VPN позволит, конечно», - полагает Шевченко.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров