ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Фото: РИА ФедералПресс/Евгений Поторочин

Импорт становится токсичным

Решения проблемы «зависания» трансграничных платежей при торговле с дружественными странами, на которые возлагались большие надежды в борьбе западными санкциями, пока не видно. Неурегулированность в вопросах транзитов платежей и банковском сотрудничестве стала самым сложным вопросом нашей экономики.

Платежный Апокалипсис

Только что об этом мягко сказал начальник GR-управления АвтоВАЗа Александр Виноградов, посетовав на увеличение сроков платежей при взаиморасчетах компании с китайскими контрагентами:

«Есть задержка сроков платежей. Не по всем позициям, но бывает такое. … Сотрудничество [с Китаем] есть, общаемся. Трудности возникают, каким-то образом решаем».

Три недели назад о возможном прекращении поставок производителями автозапчастей из Китая в Россию из-за угрозы вторичных санкций говорил вице-президент АвтоВАЗа Сергей Громак:

«Мы не знаем, насколько будет ужесточаться дальше санкционное давление. Мы видим, что ряд китайских производителей компонентов серьезно опасаются вторичных санкций. Мы видим проблемы с платежами за компоненты. Поэтому нам нужно работать с российскими производителями, поскольку особо работать нам не с кем».

Китайский бренд телевизоров TCL на фоне санкционных рисков отказался поставлять свои компоненты российским контрактным производителям «Квант» и STI Group. По данным источников, производство телевизоров TCL, а также прекратившей ранее поставки комплектующих в РФ Xiaomi может быть запущено в Казахстане, откуда возможны поставки в РФ, но из-за логистики стоимость продукции может вырасти на 10–20%. В целом запаса компонентов для сборки телевизоров у российских заводов хватит до ноября, и некоторые компании рассматривают заморозку производств.

Некоторые китайские банки, сообщают «Ведомости», стали негласно делить юань на «грязный» и «чистый». «Грязным» они считают тот, который связан с Россией, тогда как работать хотят только с «чистой» валютой. Такая позиция банков еще больше осложняет расчеты импортеров с местными контрагентами, вынуждая их искать «чистый» юань где-то еще. В результате около 80% платежей в юанях возвращаются обратно в РФ. Прямые переводы проходят все хуже, поэтому клиентам приходится прибегать к услугам посредников и закладывать дополнительные комиссии при сделках. Риски в трансграничных расчетах признаются участниками рынка сейчас одними из самых острых.

Не лучше обстоят дела и на другом ключевом в рамках «разворота на Восток» направлении – на турецком. Ввоз турецких товаров в Россию за I полугодие 2024 года упал сразу на 28%. В июне показатель снизился почти на 30% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Одной из причин эксперты назвали санкционное давление, которое привело к падению доли реэкспорта товаров ЕС через Турцию. Также Турция сократила импорт товаров из России. Снижение показателя составило 10,3% год к году, до 22,04 млрд дол. В марте Reuters сообщал, что из-за зависания платежей в турецких банках были нарушены поставки российской нефти, в том числе в Индию, Китай и ОАЭ.

Нарастающие проблемы с трансграничными платежами, которые испытывают российские компании, могут ударить по рынку потребительских товаров в РФ, предупреждают аналитики Альфа-банка. По их оценке, сокращение импортного ассортимента в ближайшие полгода-год может затронуть магазины одежды, а также сектор техники и электроники. На горизонте 6–9 месяцев «наиболее вероятным сценарием» будет рост цен на технику на 15–20%, а также «ухудшение разнообразия» товаров, пишут аналитики банка.

Фото: РИА ФедералПресс/Ольга Юшкова

Прорвать блокаду

Не верь глазам своим – этот принцип, кажется, весьма подходит для описания ситуации с неплатежами, особенно на китайском направлении. Под шумок различных апокалиптических заявлений российско-китайская торговля растет. Главное таможенное управление КНР сообщает, что торговый оборот между Китаем и Россией в январе - июне увеличился на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 116,9 млрд дол, при этом поставки из КНР в РФ снизились на 0,8%. Падение поставок в Россию эксперты объясняют затоваренностью нашего рынка китайскими товарами – нужно некоторое охлаждение. Так, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов говорит, что количество брендов китайских автомобилей, представленных на российском рынке, с начала 2022 года увеличилось в 4,5 раза, до 54 брендов:

«Если на начало 2022 года на рынке присутствовало 12 марок китайских, всего 60, то за 4 месяца 2024 года их общее количество выросло до 120 марок, китайских – до 54».

При этом на Востоке есть еще, например, Индия. Во время недавнего визита премьера Нарендры Моди в Москву они с президентом Владимиром Путиным условились довести российско-индийский товарооборот до отметки в 100 млрд дол к 2030 году. А еще Индонезия, новый президент которой побывал у нас в начале недели, причем во время визита также не было недостатка в оптимистичных заявлениях.

То есть караван, конечно, идет, но ему нужны новые маршруты и ориентиры. Среди возможных путей решения проблемы - платежи в криптовалюте, добычу которой в России уже собираются легализовать. Есть ли другие возможности и, вообще, насколько вопрос неплатежей реально серьезен? Об этом и говорим сегодня с экспертами PublicO.

Новости партнеров