ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Итоги-22: Экономика-1
Автор: Александр Богомолов, обозреватель PublicO

Итоги-22: Экономика-1

 

100 млн кв м – такова площадь введенного в эксплуатацию в России жилья по итогам 2022 года. Профильный вице-премьер Марат Хуснуллин называет это рекордом. Хуснуллин известен как энтузиаст и оптимист, у него в руках любое дело горит. Поэтому его можно заподозрить в приукрашивании действительности.

Но вот свежая оценка нашей экономики от заокеанского S&P Global: «…декабрьские данные сигнализировали о значительном улучшении состояния российского производственного сектора. Расширение производства было исторически сильным, темпы роста замедлились лишь незначительно от 27-месячного максимума ноября. Тем временем новые заказы продолжали расти благодаря внутреннему спросу, так как новые экспортные продажи снова сократились. Увеличение производства привело к ускорению в темпах создания рабочих мест, при этом занятость растет самыми быстрыми темпами за более чем 21 год. Резкий рост закупочной активности и более сильные ожидания. Инфляционные издержки снизились...»

Индекс Russia PMI mfg, характеризующий конъюнктуру в обрабатывающей промышленности, составил в декабре 53 пункта. Выше 50 – позитив. В Европе, в основном, PMI сейчас ниже 50 пунктов. Вице-премьер Денис Мантуров говорит, что положительная динамика наблюдается в отраслях, ориентированных на внутренний спрос: производство лекарств, компьютерной техники, электронных и оптических изделий, готовых металлических изделий и бумаги.

На промышленность, безусловно, влияет гособоронзаказ. Ведь в составе готовых металлоизделий и транспортных средств учитывается, среди прочего, различная военная техника. Но деньги, потраченные на оборонку, не выброшены в топку. Военная промышленность повсеместно выступает триггером развития целого ряда отраслей. Это производство комплектующих, загрузка смежных производств, сервисные компании, логистика, это зарплаты и налоги.

Судя по всему, этот фактор будет действовать и в следующем году. Но не только он. Эксперты считают, что мощным драйвером следующего года станет сильно просевшая в этом году автомобильная промышленность, что потянет за собой восстановление розничного товарооборота, рост спроса на банковские услуги, расширение внутреннего потребления металлургической продукции. Денис Мантуров говорит, что до 2025 года выпуск автомобилей в России планируется удвоить. "… задачи технологического суверенитета, обозначенные президентом, будут достигнуты, но в целевом сценарии с увеличенным объемом государственной поддержки рассчитываем уже на первом этапе - до 2025 года - выйти на более амбициозные показатели, а именно утроить производство автокомпонентов и в два раза увеличить суммарный выпуск всех видов автомобилей", - сказал Мантуров. Он отметил, что за счет этого планируется нарастить долю отечественного автопрома на внутреннем рынке с 40% до 80% к 2030 году.

Резервы и рычаги

Недавно Дмитрий Медведев одним из итогов года назвал то, что Россия живет, а не выживает. С этим трудно не согласиться, особенно на фоне апокалиптических прогнозов весны. Наша экономика проявила совершенно неожиданные способности к мгновенной перестройке на фоне СВО и свыше десяти тысяч введенных против России санкций. Большинство россиян не изменили привычный образ жизни. (Вот и ругайте после этого рыночную экономику: в советской системе при таких обстоятельствах все бы давно уже стояли в очереди за пайком, а милиция бы захлебнулась в потоке дел о краже продуктовых карточек.)

Адаптивность нашей экономики оказалась сюрпризом не только для западных аналитиков, но и для многих у нас. Министр финансов Антон Силуанов говорит, что спад ВВП в России по итогам 2022 года составляет 2,7%. А ведь весной прогнозировали 10%, потом поговаривали о 5-6%...

Первый вице-премьер Андрей Белоусов недавно признался, что в марте был неприятный момент: «У любой системы есть определённый предел ресурса управляемости, после чего начинаются процессы, когда система управления начинает действовать исключительно реактивно, и, если процессы хаоса продолжают нарастать, система может пойти вразнос. Честно скажу, в марте был момент, когда мне казалось, что мы в этом направлении движемся».

Но, по его словам, управляемость удалось сохранить, и сегодня нет нужды вводить мобилизационную экономику. У страны есть резервы и рычаги, чтобы решить все поставленные задачи, заявил он.

Из успехов, помимо жилищных высот, можно выделить небывалый урожай зерновых - 150 млн тонн, что почти на 15 млн тонн больше предыдущего рекорда в 2017 году. Для внутреннего потребления нам нужно около 80 млн тонн. 2022 год станет также рекордным для дорожной отрасли: по итогам года в России построили и отремонтировали около 17 тыс. км автомобильных дорог.

Добавляют оптимизма озвученные накануне Нового года первым замглавы Федеральной таможенной службы (ФТС) России Русланом Давыдовым цифры: товарооборот России и Китая по итогам 2022 года будет рекордным, его рост составит до 30%, с Индией очень большой рост товарооборота  более чем в 2,5 раза, с Ираном – на 20%.

В интервью нам директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец так оценивает итоги года: «Если мы говорим об общих итогах с учетом внешних обстоятельств, которые сложились в феврале, то мы получаем в общем достаточно хорошие результаты. Падение ВВП на 2,5—3% в нынешних условиях — это просто роскошь. С одной стороны, плохо, что он упал. Если бы не было спецоперации, то итоги экономики были бы положительные: мы увидели бы рост ВВП не менее чем на 2—3%. То, что правительству удалось избежать глубокого падения ВВП и вообще экономики, мы понимаем, что это очень большой успех, это достижение конкретных людей. Это реально круто, потому что я помню, как это было в 2014 году, когда мы чуть не упали совсем: от окончательного развала нас отделяли буквально пара недель. А сегодня все прошло прекрасно, с точки зрения стабилизации экономики, и, безусловно, это заслуга тех людей, которые управляют экономическим блоком правительства. В этом плане «пятерка»! По последним данным, которые давал Росстат, в следующем году, скорее всего, у нас тоже будет рост реальных зарплат, стагнация доходов и ВВП около нуля. В следующем году падения не будет, роста тоже не будет.

Отмечу два важных момента. Первое, это сокращение потребительской активности населения. У нас серьезный провал по розничной торговле. И второе — депозиты в банках не растут. Скорее всего, люди не очень активно несут деньги в банки. Накапливается достаточно серьезный навес неизрасходованного денежного спроса, и этот избыточный спрос, не покрытый в прошлом году, может стать хорошим драйвером экономики на 2023 год. Еще есть несколько триллионов рублей, которые правительство собирается потратить в наступившем году; несколько триллионов были потрачены в 2022. Это тоже была серьезная поддержка для экономики.

Мы делали исследование по желаемым зарплатам: сколько люди хотят получать, и оказалось, что у нас внезапно в целом ряде городов резко выросли желаемые зарплаты. Это Ижевск, где всегда была бедность, но в этом году там все изменилось, это Омск и третий город, который меня тоже сильно удивил, — Набережные Челны. Омск — это центр военного производства, Ижевск — это концерн "Калашников", а Набережные Челны — это "КамАЗ". Это говорит о том, что расходы, потраченные в 2022 году на стимулирование экономики, привели к тому, что в реальности действительно удалось поддержать реальные зарплаты и сделать так, чтобы уровень жизни работающего населения не падал».

------

А что будет дальше? Обсудим в ближайшие дни.

Новости партнеров