В Армении стремительно разворачивается политический кризис, чреватый при определённых обстоятельствах сменой власти в стране.
После того, как 19 апреля Армения и Азербайджан начали делимитацию межгосударственной границы в Тавушской области, возникли протесты жителей восьми армянских сёл, которым пришлось бы уступить некоторые участки при проведении границы по земле.
Начавшись с локального недовольства, протест постепенно расширился и политизировался.
Этому способствовало появление яркого лидера: лицом движения "Тавуш во имя родины" стал архиепископ Тавушской епархии Армянской апостольской церкви Баграт Галстанян. В народе его называют Србазан – отец (как священника), причём в отрыве от религиозного контекста и с большой буквы это слово уже стало лидерским титулом.
С 4 мая шествие протестующих, разрастаясь, двинулось на Ереван. 9 мая на многотысячном митинге на площади Республики лидер движения архиепископ Галстанян заявил, что действующее правительство во главе с Николом Пашиняном "полностью провалило управление страной". Премьеру Армении был выдвинут ультиматум: немедленная добровольная отставка или парламентский импичмент.
Пашинян и его партия недооценили размах протеста, приписав его «очередным» козням политических оппонентов из лагеря бывшего президента Армении Роберта Кочаряна. Но всё оказалось сложнее, чем межпартийные распри.
Баграту Галстаняну удалось вовлечь в своё движение студенчество: заволновались сначала Ереванский госуниверситет, следом Политехнический, Аграрный и даже консерватория.
Харизматичный священник зовёт включиться в национальную кампанию неповиновения всю страну. Он принципиально отказывается от встреч с партийными лидерами, претендуя на надпартийный общенародный статус и настаивая на прямом диалоге с премьером Пашиняном.
Провести юридически корректный импичмент главы правительства в ближайшее время будет непросто. Для запуска процедуры импичмента нужно собрать подписи 36 депутатов (одной трети от общего числа парламентариев). Это максимум, посильный для оппозиции. Но дальше для импичмента требуется как минимум 54 голоса депутатов, для чего нужен переход «на сторону народа» не менее 18 депутатов от правящей партии "Гражданский договор". Пока ничего подобного не просматривается.
Лидерам протеста остаётся уповать на растущее уличное давление. Здесь ещё есть значительный потенциал прироста за счёт авторитета церкви и возможного присоединения военных – отставных и не только.
Сильной стороной движения является его подчёркнутая надпартийность, призыв к устранению внутренних баррикад, ставка на общегражданскую консолидацию и требование создать «правительство национального согласия». Пашинян опрометчиво упустил возможность провозгласить такой курс от себя. Теперь ему придётся бороться с крайне неудобным противником в лице Баграта (Србазана) Галстаняна, его популярных лозунгов и ширящегося народного движения.
Сможет ли до сих пор непотопляемый лидер Пашинян устоять и на этот раз – покажут уже ближайшие дни.