На фоне продвижения ВС России к западным границам ДНР и ЛНР, а также успехов российских военных на других участках фронта, стороны конфликта строят планы на будущее. Но делают это по-разному. Если Запад и Украина делают ставку на мирную конференцию в Швейцарии, куда Россия «на данном этапе» не приглашена, то в нашей стране начали думать о судьбе киевских политиков.
По итогам СВО должен пройти трибунал над киевским режимом, одним из «краеугольных эпизодов» которого должна стать трагедия в одесском Доме профсоюзов. Об этом вчера заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко:
«Убеждена, по итогам СВО необходим большой трибунал. Там по крупицам будет собрана и представлена вся картина возникновения киевского "обыкновенного нацизма", его путь, все его преступления. И одним из центральных, краеугольных эпизодов этого трибунала должно стать предъявление обвинений по страшному преступлению 2 мая 2014 года в Доме Профсоюзов».
Свою позицию в этом вопросе обозначил также российский МИД, официальный представитель которого Мария Захарова заявила:
«Сегодня, отдавая дань памяти жертвам кровавой расправы в Одессе, мы убеждены, что справедливое возмездие рано или поздно настигнет исполнителей и вдохновителей этого варварского преступления, которое не имеет срока давности. Уверены, что недалек тот день, когда Одесса, сбросив иго современных бандеровцев, вновь станет подлинно свободным городом, где в мире и согласии будут жить люди разных национальностей».
Судя по некоторым заявлениям киевских официальных лиц, день этот действительно может быть не таким уж далеким. Сегодня в издании The Economist опубликовано интервью заместителя главы ГУР Украины Вадима Скибицкого. Примечательно оно тем, что его нельзя воспринимать как алармистский нажим на США для получения помощи – она уже предоставлена. Так вот, Скибицкий прямо говорит, что ситуация для ВСУ складывается аховая.
«Сдача ВСУ Часова Яра - вопрос времени. Мы на грани. Ситуация сейчас сложна так, как никогда. Россия продолжит реализацию своего плана по занятию всей территории Донецкой и Луганской областей Украины. [Армия России] теперь действует как единый орган, с чётким планом и под единым командованием».
И это только часть проблемы для них:
«Россия готовится к наступлению в районе Харьковской и Сумской областей на северо-востоке. Время этого зависит от устойчивости украинской обороны в Донбассе. Основной удар России начнётся в конце мая или начале июня. Северная группировка России, базирующаяся через границу с Харьковом, в настоящее время насчитывает 35 000 человек, но её планируется расширить до 50 000-70 000 военнослужащих. Харьков ждут тёмные времена».
Кому темные, а кому и светлые. В беседе с Publico политолог Сергей Марков приводит целый список преступлений, виновные в которых вполне заслуживают трибунала:
«Весной 2024 года исполнится 10 лет массовому политическому убийства в Одессе 2 мая. Также впереди годовщина массового убийства в Мариуполе 9 мая, совершенного также бандеровцами, и 2 июня – годовщина расстрела Луганска, который произошел в 2014 году и, без сомнения, также является военным преступлением Киевской хунты. Было много других преступлений киевского режима: это и массовые убийства в Буче, когда более сотни мирных украинских жителей были убиты за то, что они принимали гуманитарную помощь от российской армии. После их тела были картинно разбросаны, чтобы обвинить Россию в их убийстве. Коллеги, которых я лично знаю, посчитали, что в 2014 году только в Днепропетровской области без суда и следствия было убито 1300 противников украинского политического режима».
Но не рано ли говорить о трибунале? И стоит ли российским политикам рассуждать о наказании киевских руководителей? Как это может отразиться на будущем гипотетическом мирном процессе? Об этом сегодня спрашиваем у экспертов PublicO.