ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Спецтехника в городе
Фото ФедералПресс

Как избавиться от зимней грязи на улицах?

Зима на пороге. А с ней и вечные проблемы в виде нечищеных улиц при снегопаде, гололедицы после него, и вездесущей липкой грязи на дорогах и тротуарах до мая. Причины этого хорошо известны: мы по-прежнему сыпем песок с солью. По статистике, из тонны песка, который высыпают дорожные службы, 700 кг - это пыль, глина и мелкие частицы, которые не помогают сцеплению, а только разводят грязь.

• Доля «зимних» ДТП в российских городах порой достигает 80%.

• Зимний травматизм в общей структуре временной нетрудоспособности составляет 15-18% и становится причиной 15-20% случаев инвалидности.

Между тем, специалисты давно говорят: чтобы в городе не было грязи, вместо песка надо использовать современные противогололедные материалы. При этом крайне важно соблюдать правильную технологию их использования: посыпать ими дороги еще до появления снега и в указанных производителем объемах.

На молекулярном уровне

Современный тип противогололедных материалов, как, например, «Бионорд», - это многокомпонентные реагенты, состоящие из разных видов солей с ингибиторами коррозии. В зависимости от состава они действуют при температурах до минус 25°C, их коррозионная активность - на уровне водопроводной воды. Плюсом является также низкий расход таких материалов - от 10 г/м2.

Принцип их действия следующий: при соприкосновении со снегом или льдом соль разрушает связи между молекулами. Снег тает и не укатывается под колесами автомобилей, а лед превращается в воду.

В идеале реагенты должны применяться до выпадения осадков и образования гололеда, чтобы предотвратить его. Но если дорога уже стала скользкой, то в зависимости от вида материала и толщины льда процесс его растапливания может занять от 15 минут (при этом взаимодействие компонентов со снегом начинается мгновенно) и сохранять эффект, не замерзая до 6 часов. А в случае образования наката реагенты позволяют его разрушить, чтобы потом с помощью специальной техники убрать рыхлый снег.

Однако люди привыкли считать, что реагенты опасней «натурального продукта» в виде ПСС.  Но соли в основе реагента такие же натуральные. А класс опасности у многокомпонентного ПГМ даже ниже, чем у технической соли (галита или бишофита по отдельности). Основные компоненты реагентов (хлористый натрий, хлористый кальций,  формиат натрия, карбамид) безвредны для человека и животных, более того, они входят в состав лекарств, минеральной воды и продуктов питания. Состав противогололедных реагентов (ПГР) контролируется лабораторными исследованиями, и партии с отклонением от заявленных показателей бракуются и отправляются обратно на переработку.

Например, на «Уральском заводе противогололедных материалов» введен входной контроль качества сырья. Для производства «Бионорда» используется сырье без каких бы то ни было  примесей. По нашим данным, за последние 10 лет не зафиксировано ни одного случая поступления на завод сырья или выхода продукции с примесями тяжелых металлов. Заведующая кафедрой общей и военной гигиены Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова» Минздрава России доктор медицинских наук, профессор Лилия Аликбаева говорит:

«На кафедре общей и военной гигиены проводились исследования противогололедных материалов не только ООО «Уральский завод противогололедных материалов», где производят «Бионорд», а также ООО «Зиракс Про», АО «Производственное объединение «ТОС», ООО «Завод минерального сырья и противогололедных технологий». Все они относятся в основном к 4 классу опасности, то есть являются малоопасными веществами».

Но мифы развенчивать очень трудно. В угоду ним в 2016 и 2020 годах в нескольких городах проводились эксперименты по отказу от реагентов, и их результаты не стали неожиданностью. Четверть автомобильных аварий в Санкт-Петербурге в 2018 году произошли из-за неудовлетворительного состояния дорог. Такие данные озвучил в своем отчете на заседании Законодательного собрания города начальник Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Санкт- Петербургу и Ленинградской области Сергей Умнов. В Красноярске, по данным ГАИ, аварийность из-за неудовлетворительного состояния дорог выросла на 25%.

Из-за песка быстрее стираются шины, асфальт, что становится причиной попадания в воздух вредных для человека веществ: остатков резины, битума, нефтепродуктов. По данным исследований, в Санкт-Петербурге, например, ежегодно автомобильный поток формирует до 500 тысяч тонн твердых отходов: стертого асфальта, остатков шин, частиц тормозных колодок, продуктов сгорания от выхлопных газов и др.

За зиму песок впитывает в себя вредные вещества в высоких концентрациях, в том числе тяжелые металлы. Весной он поднимается в воздух, загрязняя его: песчаные, пылевые бури стали привычными в некоторых городах России (например, в Санкт-Петербурге). Это повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний, приводит к обострению заболеваний дыхательной системы, раздражению слизистых, конъюнктивитам и появлению аллергических реакций. Последнее также может быть связано с тем, что при накоплении ПСС на обочинах появляются бактерии, споры грибов, и весной все эти частички поднимаются с пылью в воздух. Лилия Аликбаева так описывает свойства этих веществ:

«Песок, который лежит на обочинах и поднимается в воздух при его движении, имеет не природную, а деформированную форму: его кристаллическая решетка истерта колесами автомобилей и приобрела иные свойства. Такой «песок» становится мелкодисперсным, а это означает, что он содержит загрязнители 1 и 2 класса опасности для здоровья человека. Эти вещества легко поднимаются в воздух на высоту 70 см (уровень дыхания детей) и проникают в верхние дыхательные пути и легкие. Кроме того, в составе отходов дорожно-автомобильного комплекса обнаружены еще 20 веществ, 8 из которых относятся к 1 и 2 классу опасности для почвы, а опосредованно — и для людей. Среди них медь, свинец, никель, цинк, мышьяк, хром, кобальт, бензапирен».

По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый восьмой из общего числа умерших в мире умирает из-за загрязнения воздуха. Давно доказано, что именно пыль является причиной онкологических, аллергических и сердечно-сосудистых заболеваний.

О масштабах проблемы говорит такой факт. Например, в Челябинске прошлой зимой высыпали более 50 тысяч тонн песка. Убрать же удается около половины. То есть ежегодно в городе добавляется и остается на его улицах 20-30 тысяч тонн песка.

«Дороги должны очищаться до асфальта»

Сегодня новые реагенты применяются в ряде крупных российских городов - в Москве, Новосибирске, Казани, Самаре, Екатеринбурге и др. Анализ показал: переход на инновационные реагенты позволяет в среднем в 2 раза снизить потребность города в специализированной технике, в 2,5 раза - расходы на горюче-смазочные материалы и содержание автопарка, в 4,5 раза – требуемый тоннаж противогололёдных материалов. Снижение затрат на зимнее содержание 1 кв.м. может составить до 20%.

Объем и расход песко-соляной смеси в среднем в 6 раз превышает объем реагента (если реагента нужно 20-70 г на 1 кв. м, то песка - 150-350 г). Поэтому на одной загрузке машина с песком обрабатывает намного меньшее количество квадратных метров дороги, чем машина с современными ПГМ. То есть машине с песком нужно будет несколько раз вернуться на базу за новой порцией в ходе обработки дорог. Все это увеличивает расходы на топливо и выплаты сотрудникам и не позволяет обработать город в короткие сроки с минимальным парком техники.

В Казани, например, отказ от ПСС и переход на современные ПГМ позволили сократить расходование бюджетных средств на 18,1%, то есть на 20 млн руб. В Новосибирске также подсчитали, что после отказа от песка в пользу современных материалов город заметно экономит на весенней уборке.

В городах, где начато использование многокомпонентных реагентов, зафиксировано значительное снижение зимней аварийности: в Москве этот показатель снизился на 67%, в Казани — на 45%, в Екатеринбурге — на 72%, в Красноярске — на 28% (до применения реагентов и после).

К тому же, современные ПГМ растворяются и не требуют вывоза и уборки весной (она сводится к простой помывке улиц). А при использовании ПСС тысячи тонн песка оседают на улицах и весной создают настоящие пылевые бури. В теплое время года приходится очищать поры асфальта и ливневые канализации (песок забивает их, что может привести к потопам во время дождей), и это также требует дополнительных средств.

Судя по всему, процесс признания реагентов со стороны специалистов пошел. Нам же, обычным гражданам, надо знать, что в соответствии с требованиями национального стандарта ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»:

• Дороги 1-2 категорий должны очищаться до асфальта с хорошо различимой разметкой.

• Остальные дороги (3-5 категории) допускается содержать в снежном накате с применением фрикционных или комбинированных материалов, так как наличие зимней скользкости не допустимо на всех категориях дорог.

• Во время снегопада слой снега не должен превышать 5 см.

• Спустя 3-6 часов после его окончания дорожное покрытие необходимо очистить.

• На тротуарах рыхлого и талого снега не должно быть через 1-3 часа.

А уже как коммунальщики этого добьются, пусть сами решают. А мы последим.

 

 

 

Голосование
Дебаты
Новости партнеров