Вся страна следит за наводнением в Оренбургской области. Власти региона сообщили, что в понедельник, 8 апреля, паводок достигнет опасных отметок, а пик ожидается 10 апреля. Только что в его эпицентре – городе Орске - объявили о превентивной эвакуации еще одного района. Речь о поселке Лесоторговый, жителей которого просят выехать в пункты временного размещения, не дожидаясь критической ситуации.
Стабилизируется ситуация не раньше 25 апреля. Об этом заявили в областном правительстве со ссылкой на данные Росгидромета. В зоне подтопления в пик паводка окажется ряд районов Оренбурга и 12 населенных пунктов. По оперативной оценке Минстроя РФ, ущерб инфраструктуре региона составляет около 21 млрд руб.
Тем временем в Курганской области жителей приграничных округов попросили заранее эвакуироваться, а в областном центре подготовиться быстро и организованно, если потребуется, покинуть дома. Прогнозы на паводок каждый день меняются, ситуация ухудшается.
В 39 регионах России остаются подтопленными более 6,8 тысяч жилых домов. Наиболее сложная ситуация в Оренбургской области, сообщает МЧС.
Кадр из видео/МЧС России
Сейчас много говорят, что строители явно что-то намутили со строительством дамбы, прорыв которой привел к затоплению азиатской части Орска (город, как и Стамбул, состоит из европейской и азиатской части). Губернатор Оренбуржья Денис Паслер дипломатично сказал:
«Специалисты доложили, что проект дамбы рассчитан на другую нагрузку, гораздо меньшую. И такой паводок скорее исключение».
Но ведь то, что зима была очень снежная и паводок будет особенно мощным, было известно уже давно. Говорить сейчас о каком-то форс-мажоре нельзя. Все предупреждения были сделаны. У местных властей было время провести дополнительные проверки снеговой ситуации, наиболее опасных участков дамб, систем оповещения и ПВР. Орскую дамбу местный мэр изучал 2 апреля и остался доволен. Но ведь в регионе знали, что к ее строительству и содержанию было много нареканий, в том числе от прокуратуры.
Олег Дюкарев, судебный эксперт и директор консалтингового агентства «МЭКА» сообщил:
«Основное нарушение в том, что тело дамбы было проложено по лесам и лесополосам, где не были выкорчеваны насаждения, то есть по спиленным деревьям. Деревья никто не вывозил, пни никто не выкорчевывал, и это легло в тело дамбы. Получается, что как таковой гидроизоляции по этим участкам не было. Были и другие нарушения. В моей экспертизе было установлено: имеются нарушения в объемах строительства, в объемах работ. Говоря простым языком, на бумаге объемы были выполнены, по факту нет. Какие-то работы не выполнялись вообще».
Сейчас все эти работы будут проверены под микроскопом, будут и уголовные дела, и посадки. Но ведь аналогичные истории происходили у нас в прошлом году в Уссурийске, в позапрошлом – в башкирском городке Благовещенск… Все то же самое: непонятные компании, нарушения, выявленные уже после трагедии. Будем извлекать уроки?
Да, стихия непредсказуема. Но мы ведь не дикое племя, трясущееся под дождем от страха перед гневом небес. Мы мощная и богатая страна. Мы ведем масштабную военную операцию во имя нашего стратегического будущего, мы летаем в космос, мы планируем сотни миллиардов инвестиций в высокоскоростные магистрали и размышляем о строительстве моста на Сахалин.
- И мы не в состоянии предвидеть, что весна будет полноводной?
- Мы за сотни лет так и не уяснили, что Урал очень опасен весенними паводками?
- Мы не знаем, что нельзя делать массированные сбросы воды в надежде на дамбу, сделанную из глины и палок?
Возникает много и других недоуменных вопросов, которые обсудим сегодня с экспертами PublicO.