В воскресенье во Владивостоке открывается Восточный
экономический форум, на который едет президент Владимир Путин. Дмитрий Песков
уже анонсировал его участие в пленарном заседании 12 сентября. Практически
одновременно в столице Индии пройдет заседание Большой двадцатки (G-20), но туда Путин по
понятным причинам не едет. Не едет туда и председатель Си – по не очень
понятным причинам. Хозяева саммита уже сообщили, что отсутствие лидеров России
и Китая на саммите G20 не связано с Индией.
Еще одна китайская загадка – невысокий уровень
представительства Китая на ВЭФ. Обычно страну там представлял кто-нибудь из
Политбюро, а сейчас, судя по всему, это будет один из вице-премьеров невысокого
ранга. Скорее всего, ответ на эти загадки в нежелании Пекина отвлекать медийное
внимание от предстоящего в октябре саммита в рамках китайской глобальной
инициативы «Один пояс, один путь». Помощник президента Юрий Ушаков говорил, что
Владимир Путин получил приглашение посетить форум и намерен его принять. Песков
также два дня назад сказал: «Реализуется очень насыщенный график двусторонних
контактов России и Китая, запланированы контакты и на высшем уровне, о них
своевременно сообщат».
Восток, Азия, глобальный Юг – это то, о чем сейчас все
говорят и к чему приковано внимание всего мира. История нашего века будет
вершиться там. Только что премьер-министр Индии Нарендра Моди на саммите АСЕАН
в Джакарте заявил: «XXI век — это век Азии. Это век каждого их нас. Необходимо
создать постковидный мировой порядок, основанный на правилах, и направить
усилия на обеспечение благополучия людей. Прогресс свободного и открытого
Индо-Тихоокеанского региона и усиление голоса глобального Юга — в интересах нас
всех».
Азия превращается в приоритетного торгового партнера Китая.
США, ЕС для Пекина становятся все менее важными. В июне этого глода объем
экспорта КНР в страны АСЕАН составил 578 млрд долларов, в США - 532 млрд, в ЕС
- 544 млрд, в Японию - 169 млрд. Год назад лидировали США с 616 млрд, далее шел
ЕС с 563 млрд и АСЕАН с 521 млрд.
В этих условиях, даже не случись СВО, нам надо было бы сделать
все возможное, чтобы не отстать, не потерять свой билет на этот исторический
поезд, чтобы голос России был слышен в Азии. Естественные инфраструктурные и
логистические ворота для России на эти рынки – Сибирь и Дальний Восток. В
программе ВЭФ говорится: «За прошедшие годы Россией были реализованы несколько
серий программ по развитию Дальнего Востока, Сибири и Арктики, повышению их
инвестиционной привлекательности для российских и зарубежных компаний, по
формированию современной транспортно-логистической системы и общей связанности
региона с европейской частью страны и ближайшими партнерами в АТР. Сейчас на
этом фундаменте возводится здание принципиально нового по историческим меркам
полномасштабного взаимодействия России с мировой экономикой на основе взаимной
открытости, готовности к развитию торговли, технологическому обмену и отказу от
политизации экономических отношений». Результаты этой работы уже есть. Так, за
период января – августа 2023 года Россия стала шестым по величине торговым
партнером Китая.
Много внимания на ВЭФ будет уделено перспективам развития Северного
морского пути как нового логистического коридора в интересах
социально-экономического развития Арктики с населением более 2,5 млн человек и
потенциально богатейшего Дальнего Востока с их полезными ископаемыми и развитой
портовой инфраструктурой, а также формирования нового международного транспортного
маршрута.
За последние полтора года в экономических отношениях России
и крупнейших азиатских держав произошел настоящий бум. Объем российско-китайского
товарооборота с начала 2023 года достиг 155 млрд дол. Китайские банки нарастили
активы в РФ в 4,4 раза с начала конфликта на Украине. Как пишет Financial
Times, за 14 месяцев крупнейшие китайские кредиторы нарастили свои активы в РФ
с 2,2 млрд дол до 9,7 млрд и готовятся плотно занять нишу ушедших с нашего
рынка западных банков. Китайские компании занимают у нас лидирующие позиции в
таких сферах, как коммерческий и легковой транспорт, телекоммуникационное
оборудование и потребительская электроника. Товарооборот Индии и России в 2022
году превысил 35 млрд дол, что в 2,5 раза больше, чем в 2021 году, прежде всего
за счет топливно-энергетических поставок из нашей страны.
Но есть и серьезные проблемы. В результате бурной торговли с
Индией у российских компаний скопился огромный запас неконвертируемых рупий.
Сейчас стороны обсуждают этот вопрос, который может стать прецедентным для решения
аналогичных проблем, возникающих в торговле с другими странами Юга.
Не без трений идет переход и на китайские бренды. Так, по
данным «Открытие Авто», российские потребители не очень довольны китайским
машинами. Жалуются на плохое лакокрасочное покрытие, тонкий металл, слабую
подвеску и т.д. Почти 20% вообще уверены, что китайские автомобили не подходят
для нашего климата и условий.
Как решить эти и другие проблемы, как преодолеть неминуемые
болезни быстрого развития росийско-азиатских связей, как избежать повторения
старых ошибок и не превратиться в банальный рынок сбыта продукции с Востока, пришедшей
на смену западным товарам? Сегодня ответы на эти и другие вопросы ищут эксперты
PublicO.