ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Россию должны слышать на Востоке
Фото Федерал Пресс
Автор: Александр Богомолов, редактор отдела аналитики

Россию должны слышать на Востоке

В воскресенье во Владивостоке открывается Восточный экономический форум, на который едет президент Владимир Путин. Дмитрий Песков уже анонсировал его участие в пленарном заседании 12 сентября. Практически одновременно в столице Индии пройдет заседание Большой двадцатки (G-20), но туда Путин по понятным причинам не едет. Не едет туда и председатель Си – по не очень понятным причинам. Хозяева саммита уже сообщили, что отсутствие лидеров России и Китая на саммите G20 не связано с Индией.

Еще одна китайская загадка – невысокий уровень представительства Китая на ВЭФ. Обычно страну там представлял кто-нибудь из Политбюро, а сейчас, судя по всему, это будет один из вице-премьеров невысокого ранга. Скорее всего, ответ на эти загадки в нежелании Пекина отвлекать медийное внимание от предстоящего в октябре саммита в рамках китайской глобальной инициативы «Один пояс, один путь». Помощник президента Юрий Ушаков говорил, что Владимир Путин получил приглашение посетить форум и намерен его принять. Песков также два дня назад сказал: «Реализуется очень насыщенный график двусторонних контактов России и Китая, запланированы контакты и на высшем уровне, о них своевременно сообщат».

Восток, Азия, глобальный Юг – это то, о чем сейчас все говорят и к чему приковано внимание всего мира. История нашего века будет вершиться там. Только что премьер-министр Индии Нарендра Моди на саммите АСЕАН в Джакарте заявил: «XXI век — это век Азии. Это век каждого их нас. Необходимо создать постковидный мировой порядок, основанный на правилах, и направить усилия на обеспечение благополучия людей. Прогресс свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона и усиление голоса глобального Юга — в интересах нас всех».

Азия превращается в приоритетного торгового партнера Китая. США, ЕС для Пекина становятся все менее важными. В июне этого глода объем экспорта КНР в страны АСЕАН составил 578 млрд долларов, в США - 532 млрд, в ЕС - 544 млрд, в Японию - 169 млрд. Год назад лидировали США с 616 млрд, далее шел ЕС с 563 млрд и АСЕАН с 521 млрд.

В этих условиях, даже не случись СВО, нам надо было бы сделать все возможное, чтобы не отстать, не потерять свой билет на этот исторический поезд, чтобы голос России был слышен в Азии. Естественные инфраструктурные и логистические ворота для России на эти рынки – Сибирь и Дальний Восток. В программе ВЭФ говорится: «За прошедшие годы Россией были реализованы несколько серий программ по развитию Дальнего Востока, Сибири и Арктики, повышению их инвестиционной привлекательности для российских и зарубежных компаний, по формированию современной транспортно-логистической системы и общей связанности региона с европейской частью страны и ближайшими партнерами в АТР. Сейчас на этом фундаменте возводится здание принципиально нового по историческим меркам полномасштабного взаимодействия России с мировой экономикой на основе взаимной открытости, готовности к развитию торговли, технологическому обмену и отказу от политизации экономических отношений». Результаты этой работы уже есть. Так, за период января – августа 2023 года Россия стала шестым по величине торговым партнером Китая.

Много внимания на ВЭФ будет уделено перспективам развития Северного морского пути как нового логистического коридора в интересах социально-экономического развития Арктики с населением более 2,5 млн человек и потенциально богатейшего Дальнего Востока с их полезными ископаемыми и развитой портовой инфраструктурой, а также формирования нового международного транспортного маршрута.

За последние полтора года в экономических отношениях России и крупнейших азиатских держав произошел настоящий бум. Объем российско-китайского товарооборота с начала 2023 года достиг 155 млрд дол. Китайские банки нарастили активы в РФ в 4,4 раза с начала конфликта на Украине. Как пишет Financial Times, за 14 месяцев крупнейшие китайские кредиторы нарастили свои активы в РФ с 2,2 млрд дол до 9,7 млрд и готовятся плотно занять нишу ушедших с нашего рынка западных банков. Китайские компании занимают у нас лидирующие позиции в таких сферах, как коммерческий и легковой транспорт, телекоммуникационное оборудование и потребительская электроника. Товарооборот Индии и России в 2022 году превысил 35 млрд дол, что в 2,5 раза больше, чем в 2021 году, прежде всего за счет топливно-энергетических поставок из нашей страны.

Но есть и серьезные проблемы. В результате бурной торговли с Индией у российских компаний скопился огромный запас неконвертируемых рупий. Сейчас стороны обсуждают этот вопрос, который может стать прецедентным для решения аналогичных проблем, возникающих в торговле с другими странами Юга.

Не без трений идет переход и на китайские бренды. Так, по данным «Открытие Авто», российские потребители не очень довольны китайским машинами. Жалуются на плохое лакокрасочное покрытие, тонкий металл, слабую подвеску и т.д. Почти 20% вообще уверены, что китайские автомобили не подходят для нашего климата и условий.

Как решить эти и другие проблемы, как преодолеть неминуемые болезни быстрого развития росийско-азиатских связей, как избежать повторения старых ошибок и не превратиться в банальный рынок сбыта продукции с Востока, пришедшей на смену западным товарам? Сегодня ответы на эти и другие вопросы ищут эксперты PublicO.

 

 

 

 

Голосование
Дебаты
Новости партнеров