В Уфе проходит XVII Форум творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ, в этом его основная тема - «Содружество Независимых Государств: общие ценности и многообразие культур». Его участниками стали представители Беларуси, Азербайджана, Туркменистана, Таджикистана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и России. Форум творческой и научной интеллигенции государств СНГ проходит с 2006 года в разных странах Содружества. Россия трижды принимала участников форума в Москве. А вот региональная столица впервые стала организатором мероприятия. Форум собрал здесь около 200 представителей делегаций стран Содружества, среди которых известные деятели культуры, науки, спорта, средств массовой информации. Спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой констатировал, что Башкортостан был и остаётся многонациональным и многоконфессиональным регионом, настоящим сердцем Евразии, историческим центром пересечения культур Запада и Востока.
После торжественного открытия и панельной дискуссии «Содружество Независимых Государств: общие ценности и многообразие культур» мероприятия Форума перешли на тематические площадки и круглые столы. Среди них – «К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне», «Творческие инновации и национальные культурные традиции стран Содружества», «Волонтерство как ресурс развития общества: связь поколений», «Взаимодействие творческих ВУЗов стран Содружества», «Кино в пространстве Содружества», «Инклюзивное искусство стран Содружества: формы сотрудничества».
Вопросы развития технологий и их роль в формировании современного общества обсудили на площадке «Наука и образование в эпоху цифровой трансформации в СНГ». Большой интерес вызвало выступление заведующего кафедрой Истории искусств и гуманитарных наук, советника ректората Российского государственного художественно-промышленного университета имени С. Г. Строганова Кирилла Гаврилина. Он поделился опытом реставрации уникальных картин, хранящихся в Эрмитаже, с помощью цифровых технологий. Проект по созданию невозвратных арт-токенов NFT «Цифровое искусство» реализуется компанией «Интеррос», российской платформой «Атомайз» и государственным Эрмитажем.
Гаврилин особо остановился на восстановлении трех фресок мастерской Рафаэля, посвящённых истории Венеры и Адониса. На протяжении сотен лет они находились под более поздними записями 17-19 веков. То есть, авторский слой фресок был недоступным. В процессе цифровой реставрации специалисты добрались до него и выяснили, что более поздние художники исказили смысл трилогии. Гаврилин говорит:
«Например, в последних версиях Венера завязывала сандалии. Но на самом деле, после расчистки выяснилось, что это была иллюстрация к поэме одного из ренессанских авторов, где он рассказывает о Венере, которая уколола ногу о шипы розы. То есть, первоначально была заложена метафора – красно-белые розы, символ любви, приносящая страдания. И таких, искажающих замысел художника моментов, было много».
Благодаря цифровым технологиям фрески были восстановлены и токенизированы. Другими словами, на них создали электронные сертификаты владения, которые раскупили коллекционеры. При этом сами картины остались во владении Эрмитажа, а в частные коллекции ушли цифровые копии, отмечает Гаврилин:
«Это первый опыт менеджмента культурного наследия в нашей стране. Токены проданы коллекционерам, таким образом, была собрана крупная сумма денег на реставрацию следующего шедевра: в этом году завершена реставрация картины Лукаса Кранаха «Венера и Амур».
И этот проект также преподнес сенсацию: под старыми записями обнаружили авторское изображение фрагментов тела Венеры и деталей образа Амура, которые считались утраченными. Вскоре, сообщает агентство Башинформ, стартует следующий этап проекта - арт-токены в формате NFT выпустят уже на шедевр Кранаха, они отразят процесс реставрации картины. Часть токенов пополнят цифровую коллекцию Эрмитажа, а остальные поступят в свободную продажу. Вырученные деньги пойдут на воссоздание убранства Екатерины II - уникального резного зеркала и туалетного набора первой половины XVIII века, украшенных алмазами и жемчугом, до 1789 года составлявшие часть интерьера комнат российской императрицы.