ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Завершены
Голосование завершено
Рассчитываем...
  • Светлана Солянникова
    Светлана Солянникова
    Эксперт

    Обеспечение финансового суверенитета России требует поиска дополнительных источников налоговых доходов, при этом актуальным остается вопрос о потенциальных возможностях справедливого перераспределения налоговой нагрузки как для бизнеса, так и для граждан.

    Так, высокая волатильность курса национальной валюты, рыночных ставок и цен на мировых рынках приводит к росту прибыли в отдельных секторах экономики (например, банковском), по отдельным операциям (DeFi, депозиты, электронная коммерция)  и доходов у отдельных групп граждан, которые не столько связаны с их предпринимательской или трудовой деятельностью, сколько с действием этих факторов.

    В этой связи вполне обоснованным представляется рост налоговой нагрузки в высокорентабельных отраслях и ее снижении в приоритетных отраслях и секторах экономики. Следует учитывать, что налоговая нагрузка может расти не только за счет роста  налоговых ставок, но и на основе оптимизации налоговых льгот, в т.ч. отмены неэффективных, компенсироваться расширением использования преференциальных налоговых режимов, имеющих комплексный характер и т.п.

    Социологические опросы (SuperJob, Финуниверситета)  показывают, что более 60%  работающих граждан поддерживают введение прогрессивной шкалы налогообложения и считают ее справедливой, причем уровень поддержки самый высокий у поколения Y[1] (выше 70%). Это связано, в том числе, и с тем, что по данным Росстата разница между 10 процентами наиболее обеспеченных и самых бедных россиян в 2023 году составила 9,1 раза.

    При этом опасения, что доходы граждан снова «уйдут в тень», не учитывают новые возможности налоговых органов в рамках цифровизации государственного управления: так,  автоматизированная система контроля «ДФЛ Риски» (АСК ДФЛ) позволяет выявлять схемы «серой» выплаты заработной платы, цифровизация налогового администрирования уже позволила ввести в практику налогообложения пассивные доходы от цифровых финансовых активов, проценты по банковским вкладам и т.п.

    Поэтому дальнейшее совершенствование налоговой системы – это своевременный и обоснованный шаг, учитывающий новые реалии функционирования российской экономики, новые источники доходов, новые финансовые операции  и новые возможности налоговых органов.

    И не нужно забывать, что справедливая налоговая система формируется не сама по себе, а только при условии, что она «соответствует» количеству и качеству услуг, преференций и льгот,  которые получает бизнес и  население от государства «в обмен» на свои налоги. И в России этот принцип соблюдается и реализуется.

     


    [1] Y – родившиеся с начала-середины 1980-х до середины – конца 1990-х годов

    28 голоса(ов) (25%)
  • Борис Копейкин
    Борис Копейкин
    Эксперт

    Определенные изменения для малого бизнеса проявятся в том, что трансформация малого бизнеса в средний будет проходить более плавно. Эта важная граница с новыми условиями будет преодолеваться легче, что поспособствует росту стартапов и новых предприятий.

    Второй аспект — это изменения НДФЛ. Они большую часть граждан работающих, домохозяйств не затронут. Есть предварительные расчеты: нагрузка вырастет чуть больше, чем для 3% работающих, то есть для наиболее обеспеченных, получающих самые высокие зарплаты граждан. Но одновременно она снизится для части домохозяйств. Опять же, по предварительным оценкам, для нескольких миллионов, в первую очередь для семей с детьми, потому что возникают, во-первых, увеличенные вычеты стандартные. Во-вторых, возврат НДФЛ для семей с детьми, с не самыми высокими, со средними доходами.

    Это означает, в том числе, дополнительное стимулирование спроса, в частности, на производимые внутри России товары, услуги, что, конечно, будет поддерживать экономический рост.

    Третий фактор — инвестиции. В этой области сохраняются все вычеты с точки зрения корпоративного налогообложения, увеличиваются льготы для тех компаний, которые инвестируют в новые технологии, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), но при этом не изменяются налоговые условия для тех, кто вкладывает средства на фондовом рынке.

    Нет повышенных налогов для граждан-владельцев акций. Для дивидендов ничего принципиально не изменяется. То же самое с депозитами. То есть поддерживаются очень стабильные условия для создания долгосрочной ресурсной базы для инвестиций. Это очень важно для экономики предложения.

    26 голоса(ов) (24%)
  • Игорь Николаев
    Игорь Николаев
    Эксперт

    Говорить о том, что в России будет новая налоговая система, на мой взгляд, нельзя. Но, похоже, что принципиальнейшие изменения в налоговой системе будут и речь, в первую очередь, идёт о введении прогрессивной шкалы подоходного налогообложения.

    Важный элемент этой шкалы уже был введён: это прогрессия для доходов, которые превышают 5 000 000 рублей в год, от которых граждане должны платить 15%, но, конечно, это касалось далеко не всех. Однако теперь, вероятно, коснётся уже многих.

    Насколько справедливой станет эта налоговая система, зависит от конкретных ставок и параметров. Несмотря на то, что запланированы ещё и другие налоговые новшества, ключевой элемент изменений – это прогрессивная шкала налогообложения. Но пока мы ее параметров не знаем: с какого порога начнётся эта прогрессия, по каким ставкам будут взиматься налоги? Когда конкретные параметры станут известны, тогда можно будет говорить и насколько справедливой будет эта прогрессивная шкала.

    Сама по себе прогрессивная шкала налогообложения, безусловно, делает налоговую систему, касающуюся физических лиц более справедливой и более социальной. Но происходит это только в том случае, если по-настоящему богатые люди будут платить повышенный налог. Осталось посмотреть, будет ли выдержанно это условие в новой системе налогообложения.

    27 голоса(ов) (25%)
  • Василий Солодков
    Василий Солодков
    Эксперт

    Налоговая реформа не имеет никакого отношения к справедливости, она имеет отношение к пополнению бюджета. Но насколько она будет эффективна, - очень большой вопрос.

    Если рассматривать успехи таких реформ, то можно выделить два основных момента: первым успехом стало достижение конвертируемости рубля, которой больше нет, а вторым успехом стала плоская шкала налогообложения, которая позволила огромному количеству бизнеса выйти из тени. Сегодня на рынках ещё можно встретить людей, которые работают без кассы, но это уже исключение из правила, а раньше это была система, и деньги проходили мимо кассы, а, значит, и мимо государства.

    Проблема заключается в том, что в нормальном обществе есть мотивация платить налоги, и люди понимают, на что их налоги уходят. В России исторически такого понимания нет.

    Есть еще и проблема сбережений. Раньше были доступны различные инструменты для сбережений: можно было хранить деньги в рублях, можно было хранить их в валюте, можно было вкладываться в фондовый рынок и пр. Сбережения размещались так, как люди сами этого хотели, но сегодня у граждан не осталось сберегательных инструментов, кроме рублёвых. А какой будет курс рубля, не знает никто, в нынешней ситуации его невозможно предсказать. От курса рубля зависит и уровень инфляции, и уровень цен.

    В России произошел дефолт сразу после Олимпиады в Сочи, когда государство заморозило накопительную часть пенсий, которые пошли на спасение вкладывающегося в олимпийские объекты ВЭБ. Пенсионеров, конечно же, никто об этом не спросил, и сегодня, независимо от того, сколько и кто отчисляет в Пенсионный фонд, независимо от стажа и других факторов, получают все примерно одинаковую пенсию. Соответственно, у людей нет понимания, зачем в принципе отчислять в ПФР большие суммы, если пенсия все равно будет на минимальном уровне.

    Поэтому как только появляется прогрессивная шкала налогообложения, то тут же появляются стимулы уходить от налогов и выплат. Как именно это будет происходить, посмотрим. Но, очевидно, что такое поведение, с одной стороны, Пенсионного фонда, и, с другой стороны, министерства финансов, которое повышает налоги на доходы, будет стимулировать уход людей с белых зарплат на серые и черные.

    27 голоса(ов) (25%)