ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Эксперты обсудили высшее образование и ИОТ в РФ
Фото: РИА ФедералПресс/Полина Зиновьева

Эксперты обсудили высшее образование и ИОТ в РФ

1-2 июня 2023 г. в Москве прошел Второй Всероссийский ИОТ-слет — это мероприятие для ИТ-команд российских вузов, которые планируют или уже внедряют в учебный процесс возможности индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) для студентов. На нем было высказано мнение, что эпоха традиционного образования умирает, на данный момент университеты уже конкурируют с большими образовательными онлайн-платформами, в том числе зарубежными.


Редакция Publico обсудила с экспертами эту тему и задала им вопрос, способны ли российские ВУЗы подготовить современных специалистов?


Руководитель проектной работы корпоративных программ Школы управления СКОЛКОВО Даниил Добрынченко считает, что университеты, в отличие от вузов, делают ставку не на специалистов, а на исследование и на развитие мышления — всего того, что позволяет иметь шанс на инновационные технологии и прорывные решения. По его мнению, если школы, ПТУ, университеты, вузы не перейдут на индивидуализацию, тогда они с рынка «просто исчезнут».


«Если образовательная модель не сможет учитывать того, что человек уже умеет, а от чего ему нужно отказаться (это новая проблема в образовании — как «разучить» тому, что он умел раньше и научить тому, что нужно), соответственно, если образование не перейдет в ближайшие 5—7 лет на индивидуальные образовательные траектории, то будет не востребовано», — отметил он.


Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев убежден, что индивидуальные образовательные траектории предполагают подгонку под конкретную задачу. Он напомнил, что несколько крупных концернов давно «заказывают» специалистов, для чего у них есть собственные кафедры, отделения и факультеты в разных вузах. Так работает Роснефть, Газпром. 


Эксперт подчеркивает, что массовая подготовка специалистов возможна, однако под это нет заказчика. «Мы сделали образование частью рынка, следовательно, образование будет делать только то, что от него просит рынок. Но рынок не просит ничего. Если мы не берём опять же очень крупные государственные фирмы», — считает он.


Журавлев добавил, что вузы живут за счет платных студентов, которые отдают деньги «за мечту, за поле чудес, где они посеют свои пять золотых». 


«Индивидуальные образовательные траектории — это вопрос крупных компаний: там, где много денег, там, где специалист важнее, они сэкономят на хорошем специалисте больше, чем потратят на его оплату», — заключил эксперт.


Доктор экономических наук и заместитель председателя научно-экспертного совета ВЦИОМ Иосиф Дискин считает, что идея индивидуальных образовательных траекторий хоть и имеет под собой основание, однако с помощью нее пытаются решить большую социальную проблему, что является недостатком. 


«Прежде всего, люди, которые выбирают специальность, поступая в институт, имеют о ней очень отдаленное представление. Нет осознанного выбора, связанного с пониманием последствий предстоящей работы», — подчеркивает эксперт.


Эту проблему, по мнению Дискина, надо решать таким образом, чтобы абитуриенты уже имели представление о специфике той деятельности, которую они выбирают. Доктор экономических наук предлагает это сделать через участие в волонтерской и добровольческой деятельности. 


Дискин также отмечает, что необходимы стажировки, результат которых должен включаться в итоговые оценки. Таким образом будет осуществляться обратная связь между уровнем подготовки будущего специалиста и требованиям к новой специальности.


«Насколько готова к этому образовательная система? В данный момент не очень, но вполне может быть подготовлена. Крайне важно определить, на что готовят специалистов, если на исследовательскую и конструкторскую работу, тогда это один уровень квалификации. Если на уровень технологического обеспечения существующих процессов, это другие требования. В этих требованиях можно уже учить не столько науке, сколько существующим технологическим процессам», — уточняет эксперт.


Он также заявил, что нужно выбирать, что важнее: уровень подготовки специалистов, их адаптации к будущим профессиям, либо внутриведомственные проблемы. 


Профессор и руководитель Института развития образования Высшей школы экономики (ВШЭ) Ирина Абанкина убеждена, что значительное внимание индивидуальным образовательным траекториям должно быть уделено в школе (имеются в виду факультативы, курсы по выбору и т.д.). Кроме того, практика и включение специальных курсов от будущих работодателей будут, по мнению эксперта, помогать сформировывать кадры под себя. Необходимо выпускать специалистов под современные и даже перспективные потребности, считает Абанкина.


«Вряд ли подобное получится, если нет партнёрства вуза хотя бы с одним, а даже лучше с широким кругом крупных и средних работодателей, где действительно есть совместные проекты, разработки и исследования. Это не просто профориентация, а буквально профессиональная практика уже с начальных курсов, а со второго-третьего обязательно на площадках таких работодателей», — отмечает профессор. 


Она добавила, что необходимы не только бизнес-инкубаторы, но и акселераторы, которые позволяют реализовать и предпринимательскую инициативу студентов.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров