ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ

Марина Дмитревская: «Квасной и заказной патриотизм — это тупик»

Певец, выступающий под псевдонимом SHAMAN, записывает песню «Я – Русский» с немудреным припевом: «Всему миру назло \\ И мне повезло», в провластных телеграм-каналах, в авангарде которых выступает писатель и депутат Госдумы РФ Захар Прилепин, занимаются продвижением «патриотических поэтов».

Между тем, покинувшие Россию после начала спецоперации на Украине актеры, режиссеры, артисты столкнулись с отменой концертов, съемок, спектаклей. В это же время Группа по расследованию антироссийских действий (ГРАД) в сфере культуры и искусства, созданная по инициативе партии «Справедливая Россия — За правду», планирует осенью разработать поправки в законодательство, чтобы покончить с «бесхребетностью» государства при формировании политики в области культуры, а также формирует списки «агентов иностранного влияния» и их «пособников».

Редакция PublicO спросила у экспертов: Надолго ли патриотическая волна в русской культуре? Z-культура,  — это устойчивый тренд или конъюнктура?

Так, театральный критик и театровед. Кандидат искусствоведения, профессор. Создатель, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитревская считает, что квасной и заказной патриотизм — это тупик.

«Я всегда считала и считаю себя настоящим патриотом, и сегодняшние «совковые» разговоры о патриотизме меня коробят и возмущают. Пять поколений прекрасных предков, служивших России, юристов и врачей, ученых, филологов и географов (есть даже городской голова) научили меня, что настоящий патриот — это как у Некрасова: «Кто живет без печали и гнева — тот не любит Отчизны своей». Остальное — вранье. Все великие писатели и художники, режиссеры и композиторы (которых, в основном, российская власть гнобила, любя «патриотов» булгариных и кукольников), по большому счету, были патриотичны. От Радищева до Салтыкова-Щедрина, от Толстого до Платонова, от Шостаковича до Тарковского. Патриотизм — это Родину любить, а не власть», - сказала театровед.

Режиссер, журналист Елена Смородинова в свою очедедь отметила, что, есть большая путаница понятий.

«Например, месяц назад закрыли Гоголь-центр, где в репертуаре, например, был блестящий спектакль Кирилла Серебренникова «Мертвые души» и прекрасный спектакль «Кому на Руси жить хорошо» — это вообще первая постановка Некрасова: Некрасов звучал там и как песня, и как рэп, и как-то ещё. Кто скажет, что это не патриотично и не работает на продвижение русской классики (ни слова в этих спектаклях не дописано и не изменено, кстати)? Никто. В Авиньоне Серебренников давал премьеру «Чёрного монаха» по Чехову. Та-дам. Это тоже русская классика. Однако у тех, кто закрыл ГЦ, кто борется за некое «патриотическое искусство», какие-то иные представления о любви к русской культуре. Я, к сожалению, плохо себе представляю, какие именно, но в моей картине мира Чехов, Некрасов и Гоголь — куда большие величины, нежели Захар Прилепин или депутаты, озаботившиеся, например, вопросом создания советов по тому, насколько патриотичны тексты/постановки (или как там эта инициатива называется)», - заявила режиссер.

Она напомнила, что исторически в России те, кто реально двигал российскую культуру и искусство, часто оказывались в опале. «То есть здесь ничего нового не происходит», - подытожила Смординова.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров