ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Недостаточно «горячее»: эксперты объяснили, почему падает интерес к телевидению
Фото: РИА ФедералПресс/Полина Зиновьева

Недостаточно «горячее»: эксперты объяснили, почему падает интерес к телевидению

Исследовательская компания Mediascope каждый год подсчитывает рейтинги и долю крупнейших телеканалов. Российское телевидение показывает следующую картину: показатель десяти крупнейших каналов с докризисного 2019 года снизился к 2022 г. на 0,7 п.п. — до 8,6%. Редакция PublicO спросила у экспертов, чем обусловлено такое снижение ТВ-рейтингов?

Так, социолог, ведущий эксперт Института прикладных политических исследований Высшей школы экономики, заместитель председателя научно-экспертного совета ВЦИОМ Иосиф Дискин выдвинул гипотезу, что телевидение теряет свои рейтинги в результате действия трех значимых факторов.

Во-первых, месседжи, которые транслирует телевидение не находятся в резонансе с некоторыми ожиданиями части аудитории, которая уходит.

«Насколько я вижу по результатам локальных исследований, нужен более эмоциональный, но не заполошный разговор. Значительная часть телевизионных программ культуры, типа «Голоса» и прочих, продолжают пользоваться достаточно широкой поддержкой аудитории. Но часть программ не улавливают изменения структуры телевизионной аудитории и продолжают обращаться к той аудитории, которой на телевидении уже нет. Происходит структурная диспропорция», - пояснил эксперт.

Во-вторых, телевидение теряет свой статус в силу того, что изменились базовые запросы аудитории. Зритель не готов быть только потребителем информации, он хочет еще и «вставлять свои 5 копеек» в идущие дискуссии. В силу этого аудитория, которая хочет высказать собственные суждения, уходит в социальные сети, где разговор по определению двусторонний.

В-третьих, телевидение просто уже не модно для молодежных генераций. Уже даже не важно, какое качество информации и так далее, — это просто не модно. В силу этого меняется возрастная структура, уходят люди, для которых телевидение — привычный способ коммуникации.

Журналист и политолог, ведущий постоянных авторских колонок, постоянный эксперт крупных СМИ Алексей Мартынов указал, что есть разные источники исследования интереса к СМИ, причем часто они приходят к противоречивым выводам.

«Мне, например, в конце года попалось исследование с парадоксальным выводом, что, вопреки всем прогнозам о том, что российское телевидение мертво или отживает свой век (в мировых трендах телевидение уступает новым медиа), в России, наоборот, телевидение показало даже некоторый рост в тех особых условиях, в том особом историческом периоде, который мы сейчас все переживаем», - рассказал политолог.

«Телевидение остается одним из главных источников новостей. Кстати говоря, интернет и новые медиа сильно уступают свои позиции в силу того, что по многим моментам эти источники дискредитировали сами себя в контексте масштабной информационной войны. При этом надо понимать, что каждый потребитель, каждый человек, каждый гражданин так или иначе воспринимает эту информационную войну против себя лично. Это не информационная война с государственными СМИ или государственными новостями, нет. Каждый воспринимает ее именно таким образом, что она направлена против него лично, в той или иной степени. В этой паре «интерфейс-человек» человек всегда один, сам с собой — не важно, что у него перед глазами: телевизор, монитор компьютера, телефон или динамик радио. И на данный момент условную программу «Время» в  девять часов вечера никто заменить не может», - добавил Мартынов.

В свою очередь социолог, основатель центра социального проектирования «Платформа», председатель комитета по социологии РАСО Алексей Фирсов отметил, что тенденция снижения рейтингов ТВ проявилась не сейчас, она наблюдается уже длительное время.

«Ее можно рассматривать в аспекте экономики внимания, то есть борьбы различных ресурсов за внимание аудитории. Притом, что сам по себе человек обладает ограниченным ресурсом для того, чтобы распределить свое время: он не может уделить его одновременно телевидению, telegram-каналам, интернет-сайтам, социальным сетям и так далее. Соответственно, каждый из этих сегментов конкурирует за внимание человека. Есть явные победители; есть те, кто сдает позиции. Например, если рассматривать прошедший 2022 год в целом, понятно, что телевидение проигрывает более быстрым и «горячим» медиа — тем медиа, которые оперативнее, в онлайн-режиме передают информацию», - резюмировал эксперт.

Новости партнеров