Будущее российского бизнеса вряд ли будет легким, но точно будет оптимистичным
Начнем с того, что для предпринимательской деятельности различного уровня «легких времен», увы, не бывает. Бизнес всегда сталкивается с теми или иными трудностями: от высокой стоимости ресурсов до нехватки высококвалифицированных кадров. Это характерно абсолютно для всех стран, особенно крупных.
Если говорить о России, то за последние два года, в силу международных обстоятельств, предпринимательское сообщество столкнулось как минимум с двумя относительно новыми сложностями: влияние санкций и нарушение логистических сложившихся цепочек. Относительно новыми, поскольку проблема логистики явила себя ещё в период пандемии коронавируса.
Как внешний наблюдатель, который не занимался и не занимается бизнесом, я вижу, что российские предприниматели демонстрируют высокую степень адаптивности: решения находятся достаточно быстро, осуществляется выход на международные рынки, заключаются новые партнерские соглашения, меняются поставщики и контрагенты.
Ярким примером является авторынок, который быстро переориентировался на продукцию из КНР и, например, ОАЭ. Туризм, который пережил два сильных «удара» за последние 4 года, усилил работу с внутренним рынком, не отказавшись при этом от зарубежных направлений, в т.ч. в недружественные страны. Малый и средний бизнес достаточно быстро сориентировался и занял те ниши, которые покинули более сильные зарубежные конкуренты. Список можно продолжать ещё долго.
Однако стабильность коммерческого рынка произрастает не только из высокой адаптивности бизнес-сообщества, но и из эффективности действий руководства страны, Президента и Правительства РФ, которую сыграли особенно важную роль в противодействии резким пертурбациям, имевшим место в 2022 г. Речь не только о финансовой поддержке бизнеса, упрощении различного рода проверок и стимулировании практик импортозамещения, но и о нестандартных решениях, к которым можно отнести, например, введение «параллельного импорта». Данная мера стала очень важным шагом для целых отраслей.
Несмотря на совершенно уникальные условия, с которыми столкнулась Россия, предпринимательское сообщество и представители власти смогли выявить наиболее слабые «точки» и выработать совместные решения как федерального, так и регионального уровня. Это позволяет говорить о том, что обе стороны, несмотря на возможные разногласия и различия в подходах, слышат друг друга и готовы сотрудничать перед лицом больших вызовов.
Всё это не значит, что российское бизнес-сообщество и коммерческий сектор в целом могут сегодня вздохнуть с облегчением, так как еще многое предстоит сделать для укрепления национального рынка. Так, например, критически важной и долгосрочной задачей общегосударственного уровня является последовательное решение проблемы нехватки высококвалифицированных кадров, необходимых для форсированного развития тех или иных отраслей.
Ряд ресурсов, которые не производятся в России, остаются слишком дорогими для того, чтобы малый и средний бизнес мог быстрее выходить на окупаемость и привлекать широкую аудиторию покупателей – это относится, например, к рынку одежды. При этом мы видим, что и общество в целом, и бизнес-сообщество очень заинтересованы в появлении всё большего количества российских продуктов и услуг на рынке. Данный запрос говорит как минимум о том, что, во-первых, граждане доверяют российской продукции и, во-вторых, внутри страны сложились достаточно благоприятные условия для того, чтобы заниматься предпринимательской деятельностью. Да, это трудно, но для этого действительно есть возможности и ощутимая поддержка со стороны государства. Поэтому будущее для российского бизнеса вряд ли будет легким, но оно точно будет оптимистичным.
Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.