Европа понимает: если слишком жестко соблюдать свои санкции, то можно остаться вообще без нефтепродуктов
Потолков цен на разные
нефтепродукты несколько. Эти ценовые потолки будут вводить и страны Большой
семерки, и отдельно США, и страны Европы, а после будет происходить гармонизация
всех этих потолков под присмотром американского Минфина.
Любое введение
потолочной цены – это абсолютно не рыночная мера. Как бы посмотрела Европа на
то, чтобы, к примеру, был объявлен потолок цен на европейские
машиностроительные товары? Но Запад идет на это, понимая, что может
пользоваться своим экономическим доминированием.
По нефтяному потолку ситуация
уже стала понятной, вопрос лишь в том, как быстро Россия адаптируется к новым
реалиям. Сколько времени понадобится, чтобы перейти на альтернативных
перевозчиков; сколько времени, чтобы найти альтернативных страховщиков. Агентство
Bloomberg
уже показывает оценку, что объем перевозимой морским путем российской нефти упал
до одной трети, а совсем недавно были
данные – до двух третей.
Теперь встает вопрос:
где найти танкеры для перевозки российских нефтепродуктов. Это сделать сложнее,
т.к. часть теневого флота уже задействована под перевозку самой нефти.
Потолок цен на
нефтепродукты вводится 5 февраля одновременно с эмбарго на импорт
нефтепродуктов в ЕС морским путем. Различные потолки на нефтепродукты
обусловлены различием цены на них: мазут дешевле сырой нефти, а дизель,
соответственно, значительно дороже. Но нас интересует, например, цена на дизель
при поставке в Индию: будет ли она дешевле, чем введенный ценовой потолок? С учетом
расходов на транспортировку этот дизель будет стоит дешевле для покупателя в
Азии, чем потолок цены. Хотя потолок могут и уменьшить.
Лучшее, что можно
сделать, – это не только искать новых перевозчиков, но и создавать собственных
перевозчиков, а также страховщиков.
Не исключено, что по
нефтепродуктам будут формироваться обменные схемы: скажем, Россия отдает дизель
в одной точке, а европейцам его передают в другой. Возможно, подобные схемы
будут лишь на бумаге, и это может устроить и Россию, и Европу.
ЕС понимает: если
слишком жестко соблюдать собственные санкции, то можно остаться вообще без
дизеля и нефтепродуктов. Российские власти также будут использовать подобный
более мягкий подход в этот переходный период. Интрига в том, успеет ли Россия
найти альтернативных перевозчиков и страховщиков, и насколько придется снизить
добычу и переработку?
Если считать, что в
лучшие времена мы поставляли в Европу миллион баррелей нефтепродуктов в сутки,
то сейчас на несколько сотен баррелей переработка неизбежно сократится. Однако
и масштабных просадок – на треть или половину – всё еще не наблюдается.