ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Мазутный потолок: кого обманываем?
Мазутный потолок: кого обманываем?
Станислав Митрахович
Станислав Митрахович
30 янв. 2023

Европа понимает: если слишком жестко соблюдать свои санкции, то можно остаться вообще без нефтепродуктов

Потолков цен на разные нефтепродукты несколько. Эти ценовые потолки будут вводить и страны Большой семерки, и отдельно США, и страны Европы, а после будет происходить гармонизация всех этих потолков под присмотром американского Минфина.

Любое введение потолочной цены – это абсолютно не рыночная мера. Как бы посмотрела Европа на то, чтобы, к примеру, был объявлен потолок цен на европейские машиностроительные товары? Но Запад идет на это, понимая, что может пользоваться своим экономическим доминированием.

По нефтяному потолку ситуация уже стала понятной, вопрос лишь в том, как быстро Россия адаптируется к новым реалиям. Сколько времени понадобится, чтобы перейти на альтернативных перевозчиков; сколько времени, чтобы найти альтернативных страховщиков. Агентство Bloomberg уже показывает оценку, что объем перевозимой морским путем российской нефти упал до одной трети,  а совсем недавно были данные – до двух третей.

Теперь встает вопрос: где найти танкеры для перевозки российских нефтепродуктов. Это сделать сложнее, т.к. часть теневого флота уже задействована под перевозку самой нефти.

Потолок цен на нефтепродукты вводится 5 февраля одновременно с эмбарго на импорт нефтепродуктов в ЕС морским путем. Различные потолки на нефтепродукты обусловлены различием цены на них: мазут дешевле сырой нефти, а дизель, соответственно, значительно дороже. Но нас интересует, например, цена на дизель при поставке в Индию: будет ли она дешевле, чем введенный ценовой потолок? С учетом расходов на транспортировку этот дизель будет стоит дешевле для покупателя в Азии, чем потолок цены. Хотя потолок могут и уменьшить.

Лучшее, что можно сделать, – это не только искать новых перевозчиков, но и создавать собственных перевозчиков, а также страховщиков.

Не исключено, что по нефтепродуктам будут формироваться обменные схемы: скажем, Россия отдает дизель в одной точке, а европейцам его передают в другой. Возможно, подобные схемы будут лишь на бумаге, и это может устроить и Россию, и Европу.

ЕС понимает: если слишком жестко соблюдать собственные санкции, то можно остаться вообще без дизеля и нефтепродуктов. Российские власти также будут использовать подобный более мягкий подход в этот переходный период. Интрига в том, успеет ли Россия найти альтернативных перевозчиков и страховщиков, и насколько придется снизить добычу и переработку?

Если считать, что в лучшие времена мы поставляли в Европу миллион баррелей нефтепродуктов в сутки, то сейчас на несколько сотен баррелей переработка неизбежно сократится. Однако и масштабных просадок – на треть или половину – всё еще не наблюдается.