ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Мазутный потолок: кого обманываем?
Автор: Александр Богомолов, обозреватель PublicO.

Мазутный потолок: кого обманываем?

Осталось меньше недели до введения потолка цен на российские нефтепродукты со стороны западной коалиции. В последние дни стали известны некоторые новые параметры этой очередной удавки, которую на Западе создает в попытке придушить нашу экономику.

Так, по данным агентства Bloomberg, лимиты будут устанавливаться в зависимости от типа топлива. Предельная цена для дизеля составит 100-110 дол за баррель. Для нефтепродуктов, которые сейчас торгуются со скидкой (это, например, мазут), потолок хотят ограничить 45 дол. Источники агентства уточняют, что значения еще могут измениться. При этом 5 февраля начинает действовать эмбарго на морские поставки нефтепродуктов в Евросоюз.

Сейчас наши нефтяные компании примерно половину нефтедобычи вывозят в виде сырой нефти, а половину перерабатывают. При этом меньшая часть перерабатываемой нефти в виде бензина, дизеля и авиакеросина используется внутри страны. Основными покупателями российских нефтепродуктов традиционно были страны Запада, сегодня выступающие за их ограничение. Но данные страны при этом сталкиваются с тем, что из-за технологических и ценовых различий нефтепродуктов установление потолка цен на них гораздо более сложное дело, чем в случае с нефтью. Бензин, дизель и авиакеросин - дороже сырой нефти, а мазут – дешевле.

Единый потолок цен на нефтепродукты в этой ситуации сможет сыграть на руку продавцу, то есть России. Отсюда и идея дифференцированного потолка.

Как бы то ни было, но в ближайшее время России придется искать новые рынки сбыта для своих нефтепродуктов. Последние годы у нас активно развивали собственную нефтепереработку, что позволяло всё больше производить и продавать продукции с высокой добавочной стоимостью. Однако Индия и Китай, если рассматривать их как новые рынки, сами обладают приличным производственным потенциалом по нефтепереработке. Им выгоднее покупать нашу сырую нефть и продавать ее на Запад в виде нефтепродуктов. А это ударит по нашей нефтепереработке, которая по разным оценкам в 2023 году упадет процентов на 10-15.

Рано или поздно Россия найдет другие рынки в Азии и Африке для своих нефтепродуктов. Однако это будут рынки с другими технологическими, логистическими и финансовыми требованиями.

Потребуется время.

Сейчас Россия обеспечивает 15% глобальных поставок дизельного топлива. Введение западных потолков серьезно дестабилизирует мировые рынки, тем более что Россия неоднократно предупреждала о недопустимости торговли со странами, поддерживающими эти ограничения. "Благополучие Евросоюза строилось на дешевых российских энергоресурсах. Для них времена стабильности, экономического роста и низких цен — в прошлом. За авантюрную политику глав европейских государств заплатят их обычные граждане", — заявил вчера спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин.

На практике уже действуют самые разные способы обхода этих препятствий. В ноябре прошлого года британская  Sunday Times сообщала, например, что  после начала российской спецоперации в британские порты прибыло по меньшей мере 39 танкеров с российской нефтью на сумму более 200 млн фунтов стерлингов, которая «была классифицированы как импорт из других стран».

Много сообщений о перегрузках нефти в открытом море с танкера на танкер, отключениях транспондеров на танкерах, хитростях в формулировках договоров. Из последнего: мудрецы с голландской газовой биржи разработали типовой контракт, который заключается и фиксируется в двух местах одновременно, но точка поставки - виртуальный порт.

Куда физически поступит газ, контролеры ЕС не узнают. Отличная схема, в том числе и для нефтепродуктов.

Другой вопрос: а зачем всё это?

 

Новости партнеров