Осталось меньше недели до введения потолка цен на российские
нефтепродукты со стороны западной коалиции. В последние дни стали известны
некоторые новые параметры этой очередной удавки, которую на Западе создает в
попытке придушить нашу экономику.
Так, по данным агентства Bloomberg, лимиты будут
устанавливаться в зависимости от типа топлива. Предельная цена для дизеля
составит 100-110 дол за баррель. Для нефтепродуктов, которые сейчас торгуются
со скидкой (это, например, мазут), потолок хотят ограничить 45 дол. Источники
агентства уточняют, что значения еще могут измениться. При этом 5 февраля
начинает действовать эмбарго на морские поставки нефтепродуктов в Евросоюз.
Сейчас наши нефтяные компании примерно половину нефтедобычи
вывозят в виде сырой нефти, а половину перерабатывают. При этом меньшая часть
перерабатываемой нефти в виде бензина, дизеля и авиакеросина используется
внутри страны. Основными покупателями российских нефтепродуктов традиционно
были страны Запада, сегодня выступающие за их ограничение. Но данные страны при
этом сталкиваются с тем, что из-за технологических и ценовых различий
нефтепродуктов установление потолка цен на них гораздо более сложное дело, чем
в случае с нефтью. Бензин, дизель и авиакеросин - дороже сырой нефти, а мазут –
дешевле.
Единый потолок цен на нефтепродукты в этой ситуации сможет
сыграть на руку продавцу, то есть России. Отсюда и идея дифференцированного
потолка.
Как бы то ни было, но в ближайшее время России придется
искать новые рынки сбыта для своих нефтепродуктов. Последние годы у нас активно
развивали собственную нефтепереработку, что позволяло всё больше производить и
продавать продукции с высокой добавочной стоимостью. Однако Индия и Китай, если
рассматривать их как новые рынки, сами обладают приличным производственным
потенциалом по нефтепереработке. Им выгоднее покупать нашу сырую нефть и
продавать ее на Запад в виде нефтепродуктов. А это ударит по нашей
нефтепереработке, которая по разным оценкам в 2023 году упадет процентов на
10-15.
Рано или поздно Россия найдет другие рынки в Азии и Африке
для своих нефтепродуктов. Однако это будут рынки с другими технологическими,
логистическими и финансовыми требованиями.
Потребуется время.
Сейчас Россия обеспечивает 15% глобальных поставок
дизельного топлива. Введение западных потолков серьезно дестабилизирует мировые
рынки, тем более что Россия неоднократно предупреждала о недопустимости
торговли со странами, поддерживающими эти ограничения. "Благополучие Евросоюза
строилось на дешевых российских энергоресурсах. Для них времена стабильности,
экономического роста и низких цен — в прошлом. За авантюрную политику глав
европейских государств заплатят их обычные граждане", — заявил вчера
спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин.
На практике уже действуют самые разные способы обхода этих
препятствий. В ноябре прошлого года британская
Sunday Times сообщала, например, что
после начала российской спецоперации в британские порты прибыло по
меньшей мере 39 танкеров с российской нефтью на сумму более 200 млн фунтов
стерлингов, которая «была классифицированы как импорт из других стран».
Много сообщений о перегрузках нефти в открытом море с
танкера на танкер, отключениях транспондеров на танкерах, хитростях в
формулировках договоров. Из последнего: мудрецы с голландской газовой биржи
разработали типовой контракт, который заключается и фиксируется в двух местах
одновременно, но точка поставки - виртуальный порт.
Куда физически поступит газ, контролеры ЕС не узнают.
Отличная схема, в том числе и для нефтепродуктов.
Другой вопрос: а зачем всё это?