ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Нам пора осознать единство своей истории
Нам пора осознать единство своей истории
Александр Кынев
Александр Кынев
07 нояб. 2023

Идейных избирателей КПРФ исчезающе мало

Никаких шансов на то, чтобы коммунистическая идеология стала главенствующей в России, нет. Российское общество в целом деидеологизировано и избегает жестких идеологических рамок. Значительная часть голосов, которые люди отдают за КПРФ, выступающей наследницей КПСС, являются общепротестными. И сама программа КПРФ сильно отличается от того, что начально было коммунистической идеологией, например, в ней нет даже намеков на отмену частной собственности. КПРФ проводит обычную левую повестку – социальные пособия, пенсии, льготы, бесплатное образование и здравоохранение – типичный программный набор левых партий во всем мире. У КПРФ есть отсылки к фигурам прошлого (Ленин, Сталин), но носит это, скорее, символический характер, нежели практический.

Если говорить об электоральном ядре коммунистов, то есть сторонники, голосующие именно за бренд КПРФ, однако львиная часть избирателей голосует не за бренд, а за конкретных кандидатов в конкретном регионе. Иными словами, существует базовое блюдо и гарнир, базовое блюдо на любых выборах в России – это личностные репутации и рейтинги различных кандидатов, а партийные бренды – это уже гарнир.

«Гарнир» работал на КПРФ лишь в начале 1990-х гг., когда могли побеждать кандидаты от партии, не имеющие личной известности, но ввиду партийного бренда, например, в 1993-1994 гг., когда была еще очень сильна ностальгия по СССР, а новая власть не успела стабилизироваться. Но по мере стабилизации ситуации конформисты, всегда поддерживающие власть, переориентировались на новых лидеров, а с КПРФ остались люди идейные или сильно тоскующие по СССР.

В начале 1990-х гг. по отдельным регионам поддержка КПРФ достигала 40%, но хочу напомнить, что на первых выборах в Госдуму в декабре 1993 г. КПРФ набрала всего лишь 12%. Тогда сложилась ситуация жесткого конфликта, и в условиях клинча между парламентом и президентом избиратель голосовал на третью силу: это и ЛДПР, и «Яблоко», и «Женщины России». В дальнейшем, когда тема конфронтации ушла, на региональных выборах КПРФ получала по 40%, но постепенно процент стал снижаться до 20. Сегодня базовый электорат КПРФ колеблется по регионам от 9 до 12%. И это максимум, который можно получать ввиду бренда, все остальное – это то, что дает местная повестка, а не коммунистическая идеология.

Электорат коммунистов сжимается, в том числе, и по возрастным причинам. Кампании КПРФ давным-давно не отличаются от кампаний других партий и ведутся по тем же принципам, что всеми воспринимается спокойно. У бренда есть известность и узнаваемость, у избирателей есть уверенность, что коммунисты всегда пройдут и голос, отданный им, не пропадет. Таким образом, КПРФ получает и протестные голоса, когда избиратель хочет показать власти свое недовольство. Но идейных избирателей КПРФ исчезающе мало.


Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров