Игра в «дикий капитализм»: когда у бедных нет шансов
Игра в «дикий капитализм»: когда у бедных нет шансов
Стоило мне пообещать написать об "Игре в кальмара" как о новейшем феномене, как в новостных лентах замелькало сообщение: власти КНДР официально оценили этот сериал. Они заявили, что он "разоблачает реалии капитализма".
Нельзя не заметить, что сам факт реакции на сериал Netflix из Северной Кореи серьезно расширяет наши представления о том, как на планете Земля устроена жизнь: оказывается, вызывающие интерес у всего цивилизованного и связанного интернетом человечества не проходят мимо самого закрытого общества. Конечно, в данном случае у коммунистов из КНДР был дополнительный стимул: "Игра в Кальмара" - это южнокорейский продукт, приобретший всемирную известность.
Но всемирная известность важнее.
Нельзя не заметить также, что северокорейская критика - это самая точная оценка новейшего модного увлечения телезрителей. Действительно, "Игра в кальмара" разоблачает язвы капитализма. И ничем другим не занимается, ничего другого в этой поделке нет.
Про что сериал?
Неудачники, оказавшиеся на дне, в долгах, не имеющие в жизни более шанса, получают последний таковой в виде приглашения участвовать в игре на выбывание. Проигравшие умирают, победитель получает все, должен остаться только один.
Спонсор соревнования - таинственный негодяй, наслаждающийся тем, как люди гибнут за металл по его воле.
Это не первая в истории кинолента с таким сюжетом и, наверное, не сотая. Соревнование, в котором проигравший плачет/гибнет, а победитель получает все, причем чем больше этапов он проходит для финальной победы, тем больше чести - это вообще, так сказать, бродячий сюжет. Или даже сквозной сюжет. Или даже более того: системообразующий сюжет для западного общества. Для капиталистического общества. Для общества "американской мечты".
Каждый может принять участие в большой игре, каждый может стать победителем, у каждого есть минимальный шанс. Именно поэтому у мечты есть смысл, у жизни есть смысл. Именно поэтому стоит бежать за своей удачей и презирать неудачу чужую.
Это символ веры, той веры, с которой выстроили мир от Бостона до Лос-Анжелеса и от Сеула до Лондона. Символ той веры, которая держит западное общество на плаву.
И которая, как показывает нам "Игра в кальмара", больше не имеет ни смысла, ни верующих. Которая превратилась в свою полную противоположность.
Да, жизнь в капиталистическом обществе - это по-прежнему игра на выбывание. Вот только гордиться тем, что ты принимаешь участие в этой игре - невозможно. Потому что сам факт участия означает, что ты неудачник. Что ты не хозяин своей судьбы. Что ты - марионетка в чужих руках. Те, кто чего-то стоит, не играют в игры на выбывание. Никуда не лезут ни по каким лестницам. Они уже на вершине (и ты не можешь даже понять почему, это не твоего ума дело) и никакая игра, никакая удача, никакой шанс тебя, обычного, рядового человека, человека из низов этого общества до их волшебного восхитительного уровня не поднимет. Чтобы ты ни делал, как бы ни пыжился - ты будешь работать на них, плясать под их дудку, развлекать их. И все, на что можешь рассчитывать - что они честно за все это заплатят, как обещали. Если это покажется им забавным.
"Игра в кальмара", как отмечают все "насмотренные", опытные зрители - плохое, халтурное кино. Актеры переигрывают. Сценарий "провисает" в самых неожиданных местах. Интрига так проста, что невозможно не понять, кто стоит за игрой и дергает за ниточки.
Но ценность сериала не в этом - а в ощущении отчаяния.
Эй ты, человек при капитализме - ты был никем и ничем не станешь, как бы ни пыжился. Ничего личного - сама природа общества, в котором ты живешь, именно такова.
И приз, если ты, один из сотен, до него вдруг дотянешься, ничего не изменит. Ты думал, сладкая сказка про большой шанс может стать правдой? Ты думал, что капитализм - это мир "миллионера из трущоб"? Ты неправильно думал. Да, из трущоб тоже выходят миллионеры. Через такую грязь, подлость, низость и такую бессмысленность, что на выходе не получают ничего, даже если получают все.
"Игра в кальмара" (не она первая, одна из многих, недавно были "Паразиты" там все то же самое гораздо лучше, на высоком художественном уровне, без халтуры) - это даже не приговор капитализму и мечте о том, что, играя по правилам, хорошо и много работая, стараясь и карабкаясь можно изменить судьбу. Это просто силами киноискусства констатация факта: пути наверх нет. Шансов нет. Играй хоть по правилам, хоть жульничай - суть в том, что правила пишешь не ты и победителей в игре определяешь не ты.
Знай свое место, холоп. Или какое там слово надо в этом месте сказать по-корейски?