Избиратели отнеслись с очень большим вниманием к этой президентской кампании
Мы видим, что наши избиратели отнеслись с очень большим вниманием к этой президентской кампании, что вызвано рядом причин. Во-первых, конечно, рост доверия к избирательной системе внес свой вклад в этот исторический результат по явке избирателей.
Во-вторых, сыграла роль и гордость за страну, сплочённость вокруг флага, как это называют социологи, поддержка курса лидера. Эти факторы также внесли свою лепту в рекордную явку.
В-третьих, безусловно, явка избирателей стала ответом на внешнее давление и угрозы. Провокации, обстрелы, нападения, диверсии на границе России – в Белгородской и Курской областях – привели к обратному эффекту. Об этом опубликовал статью даже «Вашингтон пост», что подобное давление приведет на участки тех, кто и не собирался голосовать.
Мы видим также и то, что возрождается старая традиция семейного участия в голосовании. Люди приходят на избирательные участки всей семьей, в том числе, и губернаторы. В электронном голосовании младшие помогают старшим разобраться и проголосовать. Выборы стали семейным и важным делом, которое, означает для людей не только защиту суверенитета страны, является не только реакцией на внешнее давление, но и, безусловно, означает вклад в будущее, будущее себя и своих детей.
Была проведена широкая кампания по информированию населения: 570 тысяч домовладений обошли члены избирательных комиссий в 79 регионах России. Организовано было и тотальное общественное наблюдение: штабы по наблюдению за выборами функционировало в каждом регионе страны. На выборах присутствовали и иностранные наблюдатели. Это тот набор обстоятельств, который привёл к историческим рекордам по явке избирателей.
Если же говорить о втором месте, которое занял Николай Харитонов, то коммунистический электорат есть, но он уменьшается, и цифры уже не такие впечатляющие, какие были в предыдущих кампаниях. В ряде регионов коммунисты не выдержали конкуренции с другими кандидатами, например, по Москве второе место занял Владислав Даванков. Это объясняется тем, что Даванков до этого участвовал в мэрской кампании, избиратели уже его знали. По сути, его кампания была длиной в несколько месяцев – от выборов мэра Москвы до выборов президента России, в отличие от кампании Харитонова.
Москвичи узнали Даванкова, он объехал 116 районов Москвы, Харитонов же не объехал ни одного. Традиционный электорат КПРФ стремительно уменьшается, и коммунисты получают рекордный низкий результат: чуть более 4%. В 1996 году – коммунисты получили 32%, в 2000 году – это 29%, в 2018 – 11%. Это показывает, как сужается электорат КПРФ в том числе и в силу естественных причин.
Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.