Конвенции Совета Европы были сдерживающим фактором крупных конституционных изменений
Нормы Конвенции СЕ по
правам человека прописаны в российской Конституции. Многие из этих положений о
правах там учтены: например, и свобода собраний, и свобода объединений, и
свобода мысли, совести и религии, и право на справедливые судебные
разбирательства. Конечно же, есть право на жизнь. Эти права с выходом из
конвенции не исчезают из российского законодательства.
Но остаются две
проблемы. Первая заключается в том, что у
нас распространено «творческое» отношение к Конституции. Есть достаточно
четкое разделение между конституционными нормами и реальной жизнью, поэтому
часто, когда у нас апеллируют к Конституции как документу прямого действия,
то (конечно, не в судебных органах, где требуют ссылку к закону) в
многочисленных общественных дискуссиях следует ответ: ну, ты понимаешь, что, с
одной стороны, написано, но с другой стороны, есть реальная жизнь, безопасность
государства, государственные интересы и так далее. И с выходом из Конвенции Совета
Европы этот аргумент может еще дополнительно усилиться, а отношение к правам,
записанным в Конституции, может стать еще более скептическим.
Вторая проблема состоит
в том, что Россия, подписывая Конвенцию, брала на себя определенные
международные обязательства. С 2020 года существует поправка к Конституции, что
нормы Конституции выше, чем международные обязательства. Но дело в том, что международные
обязательства норме Конституции никак не противоречат: наоборот, они
подтверждали нормы Конституции. Поэтому существовал дополнительный аргумент в
качестве того, что Россия взяла на себя эти обязательства. Сейчас этот аргумент
также исчезает.
Конечно, Конституция остается,
но, как я уже сказал, именно к тем ее положениям, которые говорят о правах и
свободах, часто сохраняется «творческое» отношение.
Если исчезают международные
обязательства, то может возникнуть еще один вопрос: а не поменять ли Конституцию и привести ее в соответствие с реальной
жизнью? Раньше этот вопрос упирался, в том числе, и в то, что Россия
обязалась соблюдать правила, которые содержатся в Конституции; сейчас с отказом
России от данных международных документов это исчезнет. Кстати, среди таких
документов не только эта Конвенция.
Есть еще Конвенция о
местном самоуправлении, где говорится о том, что местное самоуправление — это
институт, независимый от исполнительной власти. Ситуация несколько изменилась с
конституционными поправками 2020 года: местное самоуправление интегрировано в
единую систему публичной власти. Но все равно, конституционная норма о
самостоятельности местного самоуправления остается, и эта норма была
подкреплена соответствующей Конвенцией. Теперь, если встанет вопрос о том, что
можно поменять Конституцию, тема самостоятельности местного самоуправления
тоже может уйти.
Конвенции СЕ в какой-то
степени были сдерживающим фактором от еще более крупных возможностей
конституционных изменений. Речь могла идти о принятии новой Конституции, где
подход к правам и свободам, к местному самоуправлению, был бы уже иным. Сейчас
этот ограничитель исчез.