Мало самолетов и мало рейсов
Мало самолетов и мало рейсов
На мой взгляд, снижение показателей авиакомпаний по пунктуальности произошло естественным путем. Как мы знаем, объемы перевозок сильно сократились по понятным факторам, а вместе с ними сократилось и количество самолетов, задействованных в расписании, и количество рейсов.
На первый взгляд, кажется, что раз стало меньше полетов, то рейсы должны и меньше опаздывать, но получается совершенно наоборот. Современная система обеспечения регулярности полетов базируется на принципе динамического резервирования. Кто-то, безусловно, может посчитать, что каждая авиакомпания в каждом аэропорту должна иметь резервный самолет, но это невозможная задача, на которую не хватит денег пассажиров.
Динамическое резервирование представляет собой следующее: представим, что у нас есть расписание полетов и есть график оборота воздушных судов. Самолет откуда-то прилетел, его подготавливают к следующему полету, он улетает в новый рейс. Потом прилетает другой самолет, потом другой и т.д. Самолеты по максимуму находятся в воздухе, чтобы перевезти максимальное количество пассажиров и заработать. В том случае, если самолет не прилетает вовремя по любым возможным причинам, как авиакомпания, мы не можем дожидаться, когда же он прилетит и вернется в расписание. Мы направляем на рейс неприлетевшего самолета тот самолет, который уже пришел в аэропорт, снимая его со своего рейса. Получается, что самолеты переходят по цепочке на другие рейсы, а когда возвращается начально неприлетевший самолет, он занимает в этой цепочке следующее звено. Это и называется динамическим резервированием, которое прекрасно работает, когда самолетов и рейсов много.
Но теперь самолетов и рейсов мало. Выполняться может один рейс в сутки на малозагруженном направлении. И, соответственно, если на этом рейсе самолет не приходит вовремя, то ему на замену другого самолета нет. И если есть задержка рейсам в пять часов, то она и будет длиться пять часов, а если сутки – значит, сутки. Это, конечно, крайний случай. Но и в обычной ситуации в более-менее нагруженных аэропортах, если самолетов меньше, то меньше и цепочка динамического резервирования, что в итоге приводит к росту задержек рейсов.
Российская погода всегда неидеальна, и в этих условиях сокращение полетов естественным образом ведет к тому, что задержки рейсов возрастают. Именно этим объясняется провал показателей авиакомпаний по пунктуальности. В этом нет чьей-то злой воли, за этим не просматривается желание авиакомпаний заработать, это просто естественный результат снижения регулярности полетов.