Международные отношения сейчас на стадии депрессии
Для начала нужно понимать, что любое решение как человека, так и общества, в первую очередь строится на готовности принимать эти решения и нести за них бремя ответственности. Если мы говорим о санкциях, это в любом случае конфликт интересов: кто будет сильнее.
Конфликт — это разрушение одной общественной модели и формирование новой, нарастание. Но на данный момент мы говорим только о разрушении старой модели общественно-экономической и общественно-политической. жизни На мой взгляд, ситуацию очень хорошо описывает модель Кюблер-Росс — пятиступенчатая модель горевания, которая рассматривает этапы принятия психотравмирующего события: первый этап - отрицание и изоляция, второй этап - гнев, третий этап - депрессия, четвертый - торговля, пятый - смирение, принятие.
На сегодняшний день мы уже вышли на этап депрессии. Я не говорю сейчас только о России, я говорю о системе международных отношений, в которых есть совокупность одних элит, вторых, третьих — их многообразие огромно. И вся эта система плавно входит в этап депрессии, когда есть понимание, что стороны конфликта осознают главный факт: старый порядок вещей разрушается, а новый еще только придется определять, и не факт, что кто-то найдет в нем место, то есть это нестабильность в целом.
Однозначно можно утверждать, что следующим шагом, конечно же, будет попытка говорить — сохранить хотя бы частично ту устраивающую модель (если мы говорим об элитах как об основных акторах этого санкционного взаимодействия), которая была. Потому что одно дело — разрушить, а другое дело построить новую, да и построенную новую модель еще нужно сделать. Конечно же, и наши элиты, и международные будут стараться сформировать какую-то договоренность, чтобы минимизировать издержки строительства новой системы. А как можно минимизировать издержки? Есть только один способ — хоть как-то сохранить старую.
Получится ли это при тех процессах, которые уже запущены? Однозначно важно понимать, что мировые элиты всегда были крайне неоднородны, никогда не было 100%-го единства по всем вопросам, всегда были локальные интересы. Если мы говорим, что у нас присутствует мировой экономический и политический кризис: рушатся производственные и логистические цепочки; обваливается потребление по целым отраслям; мы не понимаем, что будет завтра по потреблению; отрасли стагнируют, — в этих условиях единым фронтом размахивать санкционной дубиной становится очень невыгодно, а еще и опасно просто для сохранения своего собственного положения.
Благополучие элитарных групп зиждется на том, что они извлекают чаще всего рентный доход. Газовые элиты Германии формировались ориентировочно с развала Советского Союза и стран Варшавского договора (1991 год). Газовое лобби США начинает перераспределять рынок привычного потребления российского газа. Конечно же, это наносит ущерб России, потому что у нас значительно снижаются поставки газа и нефти в Европу. Но в первую очередь удар идет по газовым европейским элитам, которые извлекали рентный доход. И тогда начинается дисбаланс уже непосредственно в элитарной структуре самого ЕС, что, естественно, не добавляет ни стабильности, ни единого фронта.
В таких условиях мы понимаем, что издержки стран, санкционно давящих на Россию, растут быстрее, чем растет давление на саму Россию. Мы просто привыкаем к этому как к новой норме. Объясняется это чаще всего тем, что в России у народов присутствует определенный психологический уклад, который, наверное, является главным ресурсом нашего государства и который позволяет просто адаптироваться, привыкнуть и найти новые пути развития.
Внутрироссийская готовность к деэскалации конфликта есть, безусловно: общество уже в процессе подготовки к тому, что придется договариваться, что-то отдавая и что-то получая взамен. Мы понимаем, что просто так никто ничего не даст. На мой взгляд, общество уже готово к переговорам по санкционной деэскалации, то есть по разделу рынка.
А что касается размахивания санкционной шашкой, мы понимаем, что единого санкционного фронта нет. Скорее, это словесная поддержка и похлопывание по плечу, когда одни декларируют, но при этом очень немного делают, потому что действия начинают приносить непосредственный локальный ущерб не всему ЕС, а отдельным национальным образованиям, отдельным государствам и, естественно, элитам и обществам этих стран.