МСП в России – не такой большой сектор экономики
МСП в России – не такой большой сектор экономики
Малое и среднее предпринимательство в нашей стране — не такой большой сектор экономики, как в других развитых странах мира, в него вовлечено людей меньше, чем за границей, и имеет он совсем несущественную по отношению к другим странам долю в валовом внутреннем продукте.
Тому есть целый ряд объективных и субъективных причин — это традиционная ориентированность российской экономики на сырьевой сектор; целый ряд исторических факторов. Даже значительные размеры территории сковывают возможности развития предприятий, ориентированных на локальные рынки, поскольку население не сосредоточено в должном количестве на определённой территории (очень часто по отношению к странам той же Западной Европы).
Но есть и целый ряд таких субъективных факторов, почему малый бизнес сдерживается в своём развитии. Их, возможно, стоило бы избегать. В частности, в России есть определённая ориентированность на централизацию в принятии решений, слабость органов местного самоуправления и слабость местных элит вообще, которые де-факто являются драйверами как раз развития малого бизнеса. Или наоборот, малый бизнес двигает развитие местных органов власти, ориентированных на отдельные территории.
В связи с этим однозначно должен развиваться малый бизнес в нашей стране. Он должен придать новый импульс тем инициативам, которые связаны с новым развитием промышленного производства, других отраслей экономики на данном историческом этапе. Но то, что малый и средний бизнес станет по-настоящему драйвером экономики, конечно, пока говорить нельзя.
В то же время в определённых регионах, например, в курортных или отдельных городах, малый бизнес должен служить определённого рода драйвером в развитии этих территорий и придавать им новый импульс в движении вперёд.