ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Обновлённую систему образования в России могут ввести со следующего учебного года
Елена Брызгалина
Елена Брызгалина
04 авг. 2022

На уровне государства очевидна задача достижения суверенитета в национальной системе образования

На уровне государства очевидна задача достижения суверенитета в национальной системе образования

На мой взгляд, то есть на взгляд философа, было бы ошибкой говорить об архитектуре образования страны без четкого прояснения ценностных смыслов высшего образования страны. От понимания целевых ориентиров зависит и построение национальной модели системы образования, и построение образовательных практик, и ожидаемые результаты образования для человека, общества, государства.

На уровне государства как ключевого субъекта образования очевидна задача достижения суверенитета, который должен быть обеспечен кадрами, подготовленными в национальной системе образования. Только при этом условии государство способно самостоятельно определять и реализовывать научную политику, независимо и поступательно осуществлять технологические развитие, защищать общество от навязывания извне ценностных стандартов. Немалое значение имеет развитие кадрового потенциала социально-гуманитарной сферы.

Именно от четкого определения целевых ориентиров зависит решение вопроса о том, как должна быть выстроена система образования: уровни высшего образования (специалитет, бакалавриат, магистратура), периоды обучения, содержание учебных дисциплин, вопросы академической мобильности.

Что касается Болонской системы, то разрыв между провозглашенными в свое время ориентирами присоединения России к Болонскому процессу и достигнутыми результатами очень большой. Мы действительно непродуманно сломали модель специалитета, а ведь это было наше национальное достояние.

Представляется, что в пост-болонской системе высшего образования России будет возврат к специалитету. Число направлений для специалитета будет расширено в соответствии с приоритетами национального научно-технологического развития, ситуаций на рынке труда, запросами общества. Но полного отказа от двухуровневой системы «бакалавриат-магистратура» в отечественной высшей школе не будет, по моему мнению, по трем причинам.

Жесткая привязка перечня направлений подготовки в специалитете к актуальным трудовым квалификациям — задача из прошлого. Развитие бакалавриата и магистратуры по некоторым направлениям подготовки оправдано в силу возникающих гибких образовательных и профессиональных индивидуальных траекторий.

Междисципинарность — это тренд развития науки, прорывные решения и технологические разработки появляются именно на стыке научных областей, при соединении науки и инженерии, при внимании к социо-гуманитарным смыслам научно-технологических практик. Этот тренд должен быть обеспечен системой высшего образования.

Образование — мощная «мягкая сила», поэтому привлечение иностранных студентов из дружественных стран и международная мобильность для отечественных студентов возможны только при взаимной прозрачности архитектуры образования.

Представляется, что эти аргументы сохранят двухуровневую систему по определенным направлениям.

Для системы высшего образования нашей страны приоритетными и болезненными являются вопросы качества. Когда мы говорим о качестве образования, то можно под этим подразумевать, с одной стороны, качество процесса, степень удовлетворенности тех, кто учит, и тех, кто учится. Например, по итогам ежегодного исследования «Российские вузы глазами студентов-2022» в России каждый второй студент недоволен своим вузом. С другой стороны, качество образования относится к результату, то есть к профессиональной самореализации, к соответствию выпускника вуза требованиям рынка труда, к обеспечению кадрами экономического развития.

Решить проблему качества, сосредотачиваясь только на изменении архитектуры высшего образования, невозможно. Например, важная тема, которая не должна быть упущена в дискуссиях об уровнях образования, — статус преподавателя, условия работы, нагрузка, заработная плата.

Если прогресс науки и технологий не сопровождается духовным развитием человека, он разрушителен. Выдающийся мыслитель, историк, поэт, филолог, публицист, славянофил Константин Аксаков в глубокой статье «О современном человеке» писал: «...К чему книгопечатание, если потерян разум? Современное человечество в подобном положении. Конечно, не потеряна еще душа, не померк разум; но душа обеднела, и крайность выводом добытых вследствие ложных начал и ложного пути, помутила разум. Заметьте, что вся деятельность человека, та, которая с успехом подвизается, устремилась на разработку средств, а не того, чему служат эти средства, что должно ими пользоваться». Аксаков говорит о том, что все открытия и успехи имеют цену только при цельности души, при нравственной жизни и осознании нашей самобытности. Задача высшей школы — подготовка высококлассных профессионалов, которые не «определены на питание чуждой жизни» (европейской жизни по Аксакову), а наполняют знания и их применение цельностью русской души и внутренней правды.

Новости партнеров