Шансы восстановить нормальное образование — минимальны
Шансы восстановить нормальное образование — минимальны
Будет ли у нас национальная система образования? В вопросе главное слово не прилагательное (национальная), а существительное (образование).
Будет ли у нас система образования, то есть организованное в масштабах не отдельной кафедры, а всей страны обучение молодёжи наукам и полезным профессиям?
Советская система была не идеальная, как всякое дело рук человеческих, но вполне конкурентоспособная и в своих базовых принципах, здоровая и логичная. Если рассматривать исторически, то многие ее корни – в дореволюционной России, а через неё – в Германии, где учился наш величайший просветитель.
Сейчас всё это развалено. Не по оплошности или невежеству, даже не по коррупционным мотивам, а сознательно и целеустремленно, с прямым умыслом. Почему говоря об образовательных «реформах», я всегда ставлю «реформы» в кавычки? Потому что никто не называет Герострата реформатором архитектуры.
Есть ли шансы восстановить?
Полагаю, они минимальны.
Основания для пессимизма – практически единодушная реакция отраслевой бюрократии на заявление Н.П. Патрушева: “отказаться от так называемой Болонской системы образования и вернуться к опыту лучшей в мире отечественной”.
Та часть правящего класса, которая приставлена к образованию – то есть к нашему будущему – намерена и дальше просвещать молодежь «траекториями», «модулями», «элективами» и «компетенциями». Извините, такой у них жаргон. Наверное, с вывески уберут название итальянского города. Но не потому, что изменили взгляды на Болонский лохотрон, а потому что НАТОвцы сами нас из него выперли.
Для правильного понимания жанра напоминаю: не было там никакого полезного содержания, даже сиюминутного. Ничего, чем можно хотя бы искренне обмануться (см. подробный разбор, опубликованный автором этих строк в ВАКовском журнале Proscaenium еще 10 лет тому назад - “Болонка с дипломом в зубах”).
Сейчас проблему сводят к двухступенчатой аттестации, “бакалавр - магистр”. Конечно, прикрыть недотехникум в виде бакалавриата сам Бог велел. Но ведь главное не удостоверение, а содержание.
И суть Болонской системы не в сроках обучения, а в том, чтобы отнять у народа право на образование, подменив реальные дипломы суррогатными (непонятно какой специальности). Именно поэтому на Западе - на родине аферы - “свободную мобильность” старались не распространять на элитные вузы и такие профессии, в которых Незнайка катастрофически опасен.
Ответ «реформаторов» Патрушеву. “Наступило время для уникальных экспериментов, и сегодня сама система образования является креативной индустрией”.
Понимаете? Они с 1991 г. недоэкспериментировали. Недокреативили. Show must go on.