Нацпроект «Образование» в рамках социально-экономического развития страны необходим
Нацпроект «Образование» в рамках социально-экономического развития страны необходим
Запустить с 2022 года программу капитального ремонта школ, завершить программу строительства яслей и сохранить третьи смены в школах – эти и другие важнейшие поручения в социальной сфере Владимир Путин дал в ходе заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.
Все инициативы, высказанные на заседании, условно распределены по шести направлениям: социальная сфера, строительство, экология, цифровая трансформация, технологический рывок и сервисное государство. Говоря о социальном направлении, Владимир Путин подчеркнул, что «серьёзные шаги уже сделаны в образовании». «Речь о создании новых мест в школах, развитии естественнонаучных и инженерных направлений. За ближайшие пять лет нужно провести капитальный ремонт школ, прежде всего в сёлах, небольших населённых пунктах. Здесь также предстоит продолжить формирование современной среды для жизни, включая строительство, оборудование сельских клубов и так далее», – отметил президент России.
Для реализации всех поручений необходима консолидированная работа бизнеса и власти. Согласно проведенному «Деловой Россией» в июле опросу более 89% респондентов мало знают о нацпроекте «Образование», но хотели бы принять участие. Те 11%, которые принимают участие в нацпроекте, основным механизмом участия считают закупки (68%), разработку проектов образовательной среды (18%) и экспертные заключения (14%).
Более 75% респондентов отметили, что наиболее востребованными частными компания инструментами государственной поддержки бизнеса в реализации нацпроекта являются субсидии (75%), а уже затем гарантии (22%).
По мнению респондентов, государство, региональные органы власти могут заинтересовать коммерческие компании активнее учувствовать в реализации национальных проектов кредитными линиями под госконтракты (46%), усиленное информирование о реализации нацпроекта (35%), доработка нацпроекта с учетом мнения бизнеса (19%).
Результаты опроса, на мой взгляд, достаточно показательны: многие предприниматели заинтересованы в реализации показателей нацпроекта «Образование», но мало осведомлены. Органы госвласти могу заинтересовать предпринимателей активнее участвовать в нацпроекте предоставлением налоговых льгот, производителям предоставлять субсидии и гранты, что позволит внедрять передовые технологии в разработку оборудования, включать в программы шаги, делающие обязательным постоянное увеличение доли продукции российских производителей. Помимо этого, опыт показывает необходимость увеличения перечня оборудования - на сегодняшний день он строго ограничен и прописан — и возможность корректировать этот перечень по желанию заказчика раз в год. Также необходима государственная поддержка предпринимателей на уровне льготных кредитов под нацроект и обязать закупать оборудование, пусть часть, но именно у малого бизнеса, чтобы его стимулировать развиваться.
Более 39% респондентов отметили, что ключевыми принципами и механизмами сотрудничества государства и бизнеса для улучшения национального инвестиционного и делового климата на долгосрочной основе является формирование перечня проверенных поставщиков, а также совместная и всесторонняя проработка проектов под контролем учёных советов и общественных организаций (37%). На мой взгляд, к ним необходимо еще добавить распределение молодых специалистов на предприятия по специальностям полученных во время учебы, так как зачастую молодые специалисты не могут после учебы устроиться на работу, а также предоставление бизнесменам, которые берут на работу молодых специалистов, налоговых льгот.
Это и многое другое позволит при реализации нацпроекта выстроить более эффективное партнерство бизнеса и власти. Более глубокое привлечение российских производителей к обсуждению проектов на стадии их разработки, позволит заранее производителям подготовить технологическую базу для осуществления проекта, тем самым, способствуя увеличению критерия по росту доли российской продукции.
Однако можно увидеть риски в том, что реализация нацпроекта, сдерживает развитие конкуренции. Например, мы, как производители оборудования, которое активно внедряется в учебные заведения по всей стране и в ближнем зарубежье, заинтересованы, чтоб в проектах участвовало больше российских товаров, так как нацпроект направлен на российских учащихся и должен их готовить для работы в условиях российской экономики. Поэтому нам логичным видится обучение на таком оборудовании, которое в последствие и будет производится этими молодыми людьми. Пока же мы видим, что упор делается на зарубежные образовательные программы при разработке проекта, что в свою очередь ведет к использованию продукции иностранного производителя, поставляемого, как правило, через одного дилера в РФ и о какой-то конкуренции тут сложно говорить.
Сейчас в нацпроекте «Образование» прописаны конкретные требования к учебному заведению, что на текущий момент тормозит оснащение других учебных заведений, не подходящих под них (отсутствие необходимых площадей, отсутствие аккредитованных специальностей). Необходимо давать возможность всем учебным заведениям обновить свою учебную базу, данная мера позволит молодым специалистам не уезжать из своих регионов и молодежи оставаться на местах и проходить учебу в родном городе, селе.
Нацпроект «Образование» в рамках социально-экономического развития страны необходим, это позволит укомплектовать учебные заведения новейшим оборудованием, реализовать потенциал талантливой молодежи, а также стимулирует образовательные учреждения, активно внедрять инновационные образовательные программы.
Такие проекты безусловно важны, чем больше будет возможности у детей посещать различные кружки, секции и прочие мероприятия, тем больше вероятность, что ребенок сможет определить с будущей (инженерной) процессией, тем больше вероятность, что мы направим талантливого ребёнка в нужное русло и взрастит государство необходимого себе специалиста.