
Россия постепенно отказывается от ЕГЭ. В своих интервью СМИ заместитель председателя Госдумы по образованию и науке Максим Зайцев рассказал, что хотя отказа от Единого государственного экзамена следует ожидать не в нынешнем году, но его отмена так или иначе произойдёт. Зайцев также утверждает, что в возврате к «старому» формату сдачи экзаменов заинтересованы не только выпускники и их родители, но и ВУЗы. Очевидно, система ЕГЭ не оправдала себя, однако выход из неё может быть длительным, ведь принятие данного формата занимало около 15 лет.
В мае нынешнего года вице-спикер Государственной думы Пётр Толстой заявил о необходимости отмены Единого государственного экзамена. Также он фактически назвал ЕГЭ «насилием над детьми и самой идеей образования». О назревшей проблеме формата выпускных экзаменов Пётр Толстой высказался в Telegram: «ЕГЭ — неэффективная система оценки знаний, вынуждающая детей тратить несколько лет на то, чтобы запоминать правильные ответы и научиться заполнять бланки. Это необдуманная и тупая калька с западных стандартов образования. А люди, те, кто на практике сталкиваются с ЕГЭ и его последствиями, выступали и продолжают выступать против этого насилия над детьми и самой идеей образования». Толстой также отметил, что в России должны быть радикально пересмотрены подходы к методикам обучения, копирующим западные тренды.
Оппонентом Петра Толстого можно назвать авторитетного педагога, заслуженного учителя России, кандидата педагогических наук и научного сотрудника МГПУ Елену Романычеву. В противовес высказыванию вице-спикера Госдумы Романычева уверена, что уверенно говорить о том, что система ЕГЭ себя не оправдала, нельзя. Как опытный учёный, Романычева привыкла доверять результатам исследований, которых ещё не накопилось в достаточном для выводов количестве. Елена Станиславовна считает, что образование обязано шагать в ногу со временем. "Любое образование соответствует той или иной социально-культурной ситуации, в которой мы живем. Когда к образованию будет сформулирован внятный заказ, тогда мы можем говорить о каких-то исследованиях. Не "что должен знать выпускник" – это бессмысленно, об этом никто никогда не договорится, а, скажем, некий портрет выпускника", – отметила Е.С. Романычева.
Лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов в контексте своего выступления в Государственной думе 21 мая 2021 года заявил, что «к следующему лету кошмара ЕГЭ уже не будет в нашей жизни». Миронов заверил: «Это родители, которые на собственном опыте и опыте своих детей знают, что такое ЕГЭ. Им не запудрить мозги, не обмануть пропагандой, которую чиновники раскручивают за счет налогоплательщиков. Вот сейчас Рособрнадзор проводит всероссийскую акцию "Я сдам ЕГЭ". В образовании не на что больше денег тратить, чем на ролики, в которых школьники рассказывают о том, как они счастливы сдавать единый госэкзамен. Но повторю: людей не обманешь благостными картинками!».
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина, прежде чем заявить о пользе и необходимости Единого государственного экзамена, запустила опрос на своей странице в социальной сети. Так, Потехина дала возможность представителям многочисленной аудитории продолжить несколько вариантов продолжения фразы «Справедливое поступление в университет обеспечивает…». Первый вариант – что это обеспечивает ЕГЭ; второй – что ЕГЭ в сочетании с олимпиадами; третий – ЕГЭ, Всероссийские олимпиады школьников в сочетании с баллами портфолио; четвертый – что ЕГЭ, но он нуждается в модернизации; пятый – портфолио, накапливаемое в личном кабинете; шестой – что самая справедливая оценка знаний – это советская система экзаменов. Опрос длился около 7 часов, в нём приняли участие 3500 человек, большинство из которых выбрали последний вариант ответа. После опроса, в рамках Петербургского международного экономического форума, Ирина Потехина заявила: «Благодаря ЕГЭ выросла конкуренция при поступлении в ведущие ВУЗы. Судя по результатам опроса, многие хотят вернуться к традиционным экзаменам, однако, сами старшеклассники и их родители выступают за сохранение и совершенствование единого госэкзамена».
Период борьбы «за» и «против» ЕГЭ длился много лет, и сегодня спор оппонентов перешёл в финальную стадию. В процессе полемики всегда остро стоял вопрос коррупционной составляющей во время сдачи Единого государственного экзамена. Известны случаи, когда в регионах родители выпускников открыто покупали возможность успешной сдачи экзамена для своих детей за вполне доступную сумму, около 15 000 рублей, а их дети занимали в ВУЗах места незаслуженно. Со временем возможности купить высокий балл становились всё более разнообразными. В результате, смысл получения оценки знаний с помощью ЕГЭ к настоящему времени исчерпал себя.
В режиме реального времени можно наблюдать, как возникший на фоне пандемии кризис двигает прогресс в сфере образования вперёд большими темпами. И прогресс касается не только отмены Единого государственного экзамена.
Великий и могучий онлайн в эпоху пандемии
Острая ситуация, связанная с пандемией, вносит серьёзные коррективы в систему образования и трансформирует процедуру поступления абитуриентов в ВУЗы. Кроме возможной отмены ЕГЭ, абитуриенты смогут поступить в институты и университеты онлайн. Учитывая буйство коронавирусной инфекции, российская исполнительная власть приняла решение упростить процедуру поступления в учебные заведения. 23 июля СМИ стало известно о поручении премьер-министра Михаила Мишустина внести в портал «Госуслуги» новейшую возможность — «Поступление в ВУЗ онлайн». Абитуриенты смогут воспользоваться данной функцией уже в 2022 году, поскольку, как передает ТАСС, технически опция будет внедрена с 1 апреля следующего года.
Максимальное упрощение доступности и улучшение качества цифровых сервисов — одна из главных задач, заявленных Мишустиным.
Кроме того, премьер-министр подчеркнул что "на сайте Минобрнауки до 2 августа будет опубликован перечень фондов и проектов, в рамках которых студенты и учёные, занимающиеся инновациями и технологическим предпринимательством, могут получить поддержку".
Пандемия коронавирусной инфекции вызвала волнения абитуриентов всвязи со сдачей документов — понадобится ли в процессе поступления в ВУЗ ПЦР-тест, допустят ли к сдаче приёмных экзаменов без справки о вакцинации. По словам министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова в эфире телеканала «Россия 1», от молодых людей подобных документов не потребуется. "Вопрос поступления никак не связан с вакцинацией сегодня, потому что абсолютное большинство выпускников подают документы удалённо", – сказал министр образования в эфире программы "Москва.Кремль.Путин".
Между тем, министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что новые информационные технологии не смогут заменить традиционный формат подачи знаний. Остаётся надеяться на способность педагогов успешно интегрировать инновации в общепринятые методы обучения
Нацпроект «Образование»: разобьются ли инновации о традиции
Национальный проект «Образование», действующий с 2019 по 2024 год, имел две амбициозные задачи: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармоничной социально ответственной личности в подрастающем поколении.
По оценке экспертов, задача по достижению высокой конкурентоспособности российского образования вполне достижима. Вторая же задача — взрастить гармоничную и социально ответственную личность — вызывает противоречивые мнения. С одной стороны, планируется повышение вовлечения учащихся в программы дополнительного образования, с другой — сложно предугадать рост участия детей в работе общественных объединений в процессе обучения.
Социальный опрос «Реализация национального проекта «Образование»», проведенный «Деловой Россией», проведённый среди компаний-участников проекта в июле 2021 года, наглядно показал, что нацпроект мог бы компенсировать издержки назревающего в стране экономического кризиса. Учебные заведения укомплектуются новейшим оборудованием, в школьные программы внедрятся инновационные обучающие методики как дополнение к традиционным и уже проверенным программам, а потенциал талантливых учащихся будет поддерживаться мотивацией получить новую, актуальную и востребованную профессию.
.