ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Конкурс «Московская реставрация» начал прием заявок на участие
Конкурс «Московская реставрация» начал прием заявок на участие
Рустам Рахматуллин
Рустам Рахматуллин
22 июнь 2022

Никакое строительство не должно осуществляться за счет исторической среды города

Если говорить о современной архитектуре, то мэр города явно симпатизирует высотному строительству, его вдохновляют города с небоскребами. Я же считаю эту линию чудовищной. Это несуверенная архитектура. Необходимо положить ей конец всеми силами, в том числе с помощью федерального центра, по отношению к которому мэр Москвы все-таки является наместником. Федеральная градостроительная политика должна существовать, но ее нет, если это не политика строительства небоскребов, наступающих на центр шаг за шагом, год за годом.

Если говорить об исторической среде, никакое строительство не должно осуществляться за ее счет. Те же небоскребы и крупные жилые комплексы, как правило, попадают на территории упраздненной старой промышленности. Которая чаще всего представляет собой историческую и архитектурную ценность независимо от охранного статуса. А в статусе ей бывает отказано умышленно. Как это произошло на Бадаевском заводе, где одни и те же здания разделили пополам, признав южные части памятниками, а северные — нет. И всё только для того, чтобы развернуть новое высотное строительство.

Историческая среда Москвы, как и других городов, в огромной степени беззащитна. Отчасти эта проблема коренится в федеральном законодательстве, поскольку у нас нет закона об охране исторической среды. Есть только закон об охране объектов культурного наследия, то есть памятников. Среда защищается только тенью памятников — их охранными зонами. А еще такой категорией, как ценные градоформирующие объекты (ЦГФО). Это такие охраняемые не-памятники, те элементы исторической среды, которые подлежат обязательному сохранению в охранных зонах. Увы, порядок производства зданий в ценные градоформирующие законом не отрегулирован, следовательно, не отрегулирован и порядок исключения.

Поэтому ЦГФО могут исчезать из перечня безгласно, по закрытым распоряжениям органов охраны. А это уже ответственность правительства Москвы. Но закон не дает нам механизм защиты ценных градоформирующих объектов, поскольку сам их перечень ничем не защищен. Целая категория наследия «плавает» вне правового поля.

Что касается статусных памятников. За последние три года правительство Москвы внесло в государственный реестр всего несколько ранее выявленных, а процесс выявления новых вовсе остановился. Притом что число ранее выявленных памятников приближается к двум тысячам. То есть почти четверть объектов московского наследия висят в «серой» зоне, в промежуточном статусе, который могут и потерять. Эта проблема существовала всегда, и во времена Лужкова, и при советской власти: количество «подвешенных» памятников всегда было огромным, что само по себе противозаконно. Уверен, что и сейчас процесс выявления памятников и их продвижения в реестр остановлен умышленно. Мы знаем и время остановки: май 2019 года.

Исключения из этого печального «порядка» в 2021 году были связаны с негласной поддержкой кандидатов в депутаты, когда объекты продвигались на охрану по их обращениям.

Всё сказанное означает, что охрана наследия при Собянине вошла в стадию деградации.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров