ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Государственная идеология как предмет публичных дебатов
Государственная идеология как предмет публичных дебатов
Сергей Никольский
Сергей Никольский
11 нояб. 2022

«Никто, как русские, так сам себя не губит»

Сторонники «истинного русского патриотизма», а на самом деле русского национал-шовинизма, свое сегодняшнее требование единой идеологии конъюнктурно связывают с ходом СВО: без превращения операции в подобие «народного ополчения», сплоченного, как и страна в целом, единой идеологией, победы не видать. А для учреждения единой идеологии требуется очередное изменение Конституции. При этом вышедший 9 ноября Указ Президента об утверждении «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» оценивается ими как первый шаг на этом пути. Верна ли очередная настойчивая рекомендация?

В культурно-духовной ситуации, утвердившейся в стране начиная с середины 80-х годов прошлого века, единая идеология сегодня была бы возможна лишь как национальная разрушительная кампания. В случае же ее гипотетического, а реально невозможного успеха, ее результатом стало бы тотальное переформатирование, подавление и контроль естественным образом сложившегося в России религиозного, культурного и образовательного разнообразия.

Со времен «перестройки» со многими сложностями наконец-то постепенно было достигнуто понимание, что успешное развитие страны и «формирование гармонично развитой личности», как это формулируют «Основы», возможно на основе свободы, права и культуры. (При этом, и в самом перечне «традиционных» российских ценностей, как ценностей национальных, есть предметы для обсуждения. Так, например, в перечне значатся «права и свободы человека». Однако если в исламе они признаются, то в православии решительно отвергаются.)

Надо признать, что в существенной мере сегодняшнее толерантное сосуществование разных социальных групп и слоев российского общества — результат властных усилий. И хотя сохранение и углубление этого сосуществования властью и гражданским обществом понимается далеко не всегда одинаково, тем не менее, оно остается их общей целью. Теперь эту цель предлагается сменить.

«Россия будет русской или ее не будет вообще» — таков императив, стоящий в одном ряду с лозунгом русских фашистов «Россия для русских!» И хотя оба в обширных комментариях не нуждаются, сопоставим их, например, с идеей «Основ» о цивилизационной идентичности России, сложившейся на основе накопленного культурно-исторического опыта. Именно в трактовке (интерпретации) этого пути и состоит главное расхождение противников единой идеологии с позициями ее сторонников.

Единая идеология, несомненно, требует единой позитивной оценки пути страны, по крайней мере, за последние сто лет. В этом контексте нужно было бы признать следующее. Пришедший на смену ленинскому Октябрю сталинский самодержавный переворот был благом. Сталинская коллективизация с искусственным голодом и ценой минимум в 7 миллионов смертей была исторически целесообразной и, значит, оправданной. Переписывание истории с уничтожением ее участников и запретом на любое упоминание ее негативных страниц, национальное переформатирование сознания (а это был первый в истории страны опыт практического утверждения единой идеологии) — необходимое и благое условие единства советских людей. Присутствие СССР в странах Восточной Европы с навязыванием коммунистического экономического уклада и идеологии — справедливая и, как полагали советские лидеры, вечная и оправданная плата за освобождение от фашизма. (И в этом случае «единая идеология» тоже была реальным историческим фактом.)

Очевидно, что в обоих случаях предлагаемая «новая» «русская государственная идеология» хотя и отличалась бы от имевшей место ранее своим националистическим характером, но по инструментам обеспечения — тайной полицией, тюрьмами, лагерями или военной силой — была бы той же самой. Такого рода репрессивный опыт привел бы не только к локальной культурной деградации (если не к уничтожению) отдельных слоев и групп, но и к общенациональной катастрофе в сфере общественного сознания, а затем и в сфере общественного бытия. В очередной раз стали бы явью слова поэта: «Никто, как русские, так сам себя не губит».

Голосование
Дебаты
Новости партнеров