Полански был слит элитами за то, что частично раскрыл их «заговор»
Случай Романа Полански — это случай
двух историй. Первая — это классический момент «гения и злодейства». Полански,
конечно, не гений, но он очень хорош, даже великолепен, он — блестящий
режиссёр. Именно поэтому его в своё время выписали, чтобы он снял «Ребёнок
Розмари». Это абсолютно пророческое кино: оно открывает эпоху, эру не только в
таком направлении, как мистическое кино, но и в направлении, куда будет
двигаться культура, культурные элиты, да и политические тоже.
По сюжету фильма группа сатанистов
ждёт антихриста. Розмари — это человечество, которое беременно антихристом, и
Полански предсказывает наступление новой эры. Однако он делает ещё одну очень
важную вещь, показывает то, что называется заговор. Люди много говорят и много
знают о заговорах, но на самом деле они не знают ничего.
Те заговоры, которые действительно
существуют, — заговоры этих элит, ожидающих антихриста. Это можно понимать
буквально, можно понимать фигурально, но это некая беременность антихристом. Та
же тема есть у Полански в «Девятых вратах». Но лучше всех это показал Стэнли
Кубрик в картине «С широко закрытыми глазами». Там же он показал самый страшный
заговор, заговор педофилов, и теперь можно дружно погуглить фамилию «Эпштейн».
Полански, который был допущен в эту
среду и который частично показал это, намекнул, хотя не так явно, как Кубрик,
потом, по сути, был «слит» самими этими элитами. Его обвинили в педофилии, хотя
обвинённых могло быть гораздо больше, а по сути — отдали на растерзание.
Роман Полански стал человеком,
которого, что называется, «слили» и бросили под каток. Если мы вспомним, то в
1980-е гг. он вообще снимал непонятно что. Но всё-таки талант и бэкграунд
позволили ему не то что бы вернуться в мировой кинематограф, а «прописаться»
там «Пианистом». Кстати, любопытно, что в конце XX века Полански снял об
ожидании антихриста «Девятые врата» — очень любопытный фильм, который по сути
говорит, чем живёт творческая интеллигенция.
Я думаю, что Полански-режиссёра нужно
воспринимать как художника, а художник он большой. Когда мы в России говорим о
своём консерватизме, то мы тоже должны смотреть на кино и, прежде всего, на
своё кино. Человек, снимающий очень консервативное кино, может быть
распутником. Но мы же говорим о произведении искусства! И когда мы смотрим
ленты вроде «Непосредственно Каха», у меня возникает вопрос: а что, простите,
это консервативнее, правильнее и традиционнее, чем фильмы Полански? Нет,
конечно. Что называется, посмотрите на себя.
Новая работа Полански «Дворец» (причём
он снял картину без какой-то серьёзной протекции и поддержки) — немного
маргинальное кино и очень серьёзное высказывание против нравов, царящих на
Западе. Но и против наших нравов тоже, потому что наши нравы — во многом и
западные.
Поэтому вопрос здесь не в
консервативности. Полански многое повидал, и свои послания пытается сказать
через свои фильмы. Но и наше кино я бы не назвал очень консервативным.