ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Может ли Россия "отменить" Романа Полански?
Может ли Россия "отменить" Романа Полански?
Платон Беседин
Платон Беседин
05 сент. 2023

Полански был слит элитами за то, что частично раскрыл их «заговор»

Случай Романа Полански — это случай двух историй. Первая — это классический момент «гения и злодейства». Полански, конечно, не гений, но он очень хорош, даже великолепен, он — блестящий режиссёр. Именно поэтому его в своё время выписали, чтобы он снял «Ребёнок Розмари». Это абсолютно пророческое кино: оно открывает эпоху, эру не только в таком направлении, как мистическое кино, но и в направлении, куда будет двигаться культура, культурные элиты, да и политические тоже.

По сюжету фильма группа сатанистов ждёт антихриста. Розмари — это человечество, которое беременно антихристом, и Полански предсказывает наступление новой эры. Однако он делает ещё одну очень важную вещь, показывает то, что называется заговор. Люди много говорят и много знают о заговорах, но на самом деле они не знают ничего.

Те заговоры, которые действительно существуют, — заговоры этих элит, ожидающих антихриста. Это можно понимать буквально, можно понимать фигурально, но это некая беременность антихристом. Та же тема есть у Полански в «Девятых вратах». Но лучше всех это показал Стэнли Кубрик в картине «С широко закрытыми глазами». Там же он показал самый страшный заговор, заговор педофилов, и теперь можно дружно погуглить фамилию «Эпштейн».

Полански, который был допущен в эту среду и который частично показал это, намекнул, хотя не так явно, как Кубрик, потом, по сути, был «слит» самими этими элитами. Его обвинили в педофилии, хотя обвинённых могло быть гораздо больше, а по сути — отдали на растерзание.

Роман Полански стал человеком, которого, что называется, «слили» и бросили под каток. Если мы вспомним, то в 1980-е гг. он вообще снимал непонятно что. Но всё-таки талант и бэкграунд позволили ему не то что бы вернуться в мировой кинематограф, а «прописаться» там «Пианистом». Кстати, любопытно, что в конце XX века Полански снял об ожидании антихриста «Девятые врата» — очень любопытный фильм, который по сути говорит, чем живёт творческая интеллигенция.

Я думаю, что Полански-режиссёра нужно воспринимать как художника, а художник он большой. Когда мы в России говорим о своём консерватизме, то мы тоже должны смотреть на кино и, прежде всего, на своё кино. Человек, снимающий очень консервативное кино, может быть распутником. Но мы же говорим о произведении искусства! И когда мы смотрим ленты вроде «Непосредственно Каха», у меня возникает вопрос: а что, простите, это консервативнее, правильнее и традиционнее, чем фильмы Полански? Нет, конечно. Что называется, посмотрите на себя.

Новая работа Полански «Дворец» (причём он снял картину без какой-то серьёзной протекции и поддержки) — немного маргинальное кино и очень серьёзное высказывание против нравов, царящих на Западе. Но и против наших нравов тоже, потому что наши нравы — во многом и западные.

Поэтому вопрос здесь не в консервативности. Полански многое повидал, и свои послания пытается сказать через свои фильмы. Но и наше кино я бы не назвал очень консервативным.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров