Россия не должна впадать в морализм и лицемерие Тартюфа
Считать Романа Полански одним из
лучших режиссеров современности — это на любителя. Хотя режиссер он бесспорно
потрясающий. Его склонность к несовершеннолетним проявилась еще в «Ребенке Розмари»,
где играла Миа Фэрроу, такой стиль был в 1960-е годы.
Но, безусловно, я считаю, что Россия
не должна впадать в морализм и лицемерие Тартюфа. Искусство и произведения
искусства надо отделять от тех моральных требований, которые мы предъявляем
самим себе. Так, знаете ли, можно и Микеланджело запретить на основании того,
что он, по некоторым слухам, был гомосексуалистом. Да и много кого еще кого за
имморализм можно вычеркнуть — просто выкинуть половину мировой культуры
поневоле.
Мухи отдельно, котлеты отдельно. Наши
личное поведение в этих вопросах должно быть правильным, а уж произведения
искусства — это рефлексия, боль и высказывание трепещущего человеческого
естества, как физического, так и духовного. И в этом его ценность: какой есть,
такой есть.
Я, например, совсем не разделяю
гомосексуальных взглядов Жана Жене, но многие пьесы, например, «Дневник вора» —
трагический феномен французской культуры, который не выкинешь из европейской.