ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Может ли Россия "отменить" Романа Полански?
Может ли Россия "отменить" Романа Полански?
Андрей Тесля
Андрей Тесля
05 сент. 2023

Произведение искусства существует автономно от автора

То, что во многом выглядит как проблема современности, это не просто сложность, а зачастую и принципиальный отказ от дифференциации планов и уровней рассмотрения. Речь идёт о том, что перед нами разные сюжеты и разные вопросы о том, как относиться к кому-то как к автору, как относиться к его произведениям, как относиться к нему как к человеку.

В большинстве случаев что к авторам, что к художникам, как к человеку, по счастью, нам следовало бы относиться практически никак, потому что нам с ними не взаимодействовать. Относиться как к человеку —возможность очень небольшого количества близких людей. Мы понимаем, что для любого из нас независимо от нашего положения те люди, с которыми мы взаимодействуем, — это несколько десятков, максимум сотня-две людей; с остальными мы не взаимодействуем никак.

Важный феномен современного мира условно обозначается как «селебритес», знаменитости — те, которые привлекают внимание как своими делами и своими достижениями (здесь можно говорить об актёрах, о политиках), так и (что особенно показательно для этого феномена) те, кто является знаменитостями как знаменитостями. Чем они известны? Только сами собой, известны как люди. Этот  феномен связан с новым устройством публичности, возможностью наблюдать за жизнью, соучаствовать из своей позиции. Я бы подчеркнул, что это очень морально сложный феномен, двусмысленный, потому что это история про подглядывание, про вроде как бы «соучастие». Но в отличие от реального соучастия и взаимодействия, это то поле, где ты остаёшься совершенно пассивным, где ты не берёшь на себя никаких обязательств и не совершаешь действий.

Именно поэтому столь легко как очаровываться, так и судить, потому что это суд над тем, кто вроде бы условно близок — те же самые средства массовой информации создают эффект соприсутствия, но при этом эта близость сугубо иллюзорная. Это близость от наслышанности, насмотренности семейных дел королевской фамилии или чего-либо подобного.

В этом плане принципиально важно сказать, что почти ни для кого из нас, кроме тех, кто особо близок, неизвестны, непонятны и недоступны особенности Романа Полански как человека, меняющегося во времени, его суждения и его действия.

Так можем ли мы первоочередно судить о человеке на основании какого-то набора предъявленных публичных фактов? Другими словами, если речь идёт о юридическом действии и решении, например, о совершении преступления, то возникает несколько возможных следствий. Во-первых, вполне конкретные юридические последствия. Во-вторых, решение о том, желаем ли мы иметь дело с субъектом, который, например, подвергся такому наказанию и осужден за совершение такого-то преступления. И наконец, возникает вопрос о том, смотреть, читать, слышать?

Очень важным является то, что произведение искусства автономно. Конечно, в современном мире мы не можем до конца отделить произведение от автора. Это обращает нас, в том числе, к нововременной романтической фигуре создателя, творца. Это особенно заметно, когда мы говорим о фильмах. Обратите внимание, Полански — режиссёр, хотя фильм — это результат деятельности очень многих людей. Но романтическая концепция, которая связывает творчество с определённой личностью и мыслит творчество как продукт этой конкретной личности, заставляет нас и сами фильмы рассматривать подобным образом, устанавливая прямую связку: «человек – автор – результат творчества». Причём фильмы — яркий пример, показывающий всю сложность ситуации.

Если говорить об условно консервативной позиции, то она состоит сейчас во многом как раз в акцентировании разведения уровней и планов рассмотрения. О чём конкретно мы говорим? Говорим ли мы о произведении, о контексте, об авторе, о человеке (обратите внимание: отличном от автора), говорим ли мы о действии — или мы говорим о той личности, которая отражается в этом действии, и в какой степени это является поступком? Консерватизм в этом плане выступает удержанием сложности, и в том числе невозможности давать какие-то простые ответы en masse, слепляя в единый ком и вопрос о человеке, и вопрос о поступке, и вопрос о юридической квалификации, и вопрос о творчестве, и вопрос о творчестве пятидесятилетней давности, и о том, как нам сейчас судить из этой перспективы, делая вид, как будто дистанции в десятилетия не существует.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров