ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Может ли Россия "отменить" Романа Полански?
Фото Федерал Пресс
Автор: Екатерина Винокурова, специально для PublicO.

Может ли Россия "отменить" Романа Полански?

Новый фильм 90-летнего режиссера Романа Полански «Дворец» был показан на Венецианском фестивале вне конкурса. Фильм-комедия о новогодней ночи в шикарном отеле в Швейцарии уже получил крайне неоднозначные отзывы критиков. Одну из ролей в нем сыграл российский актер Александр Петров («Звоните Ди Каприо»), играющий, конечно же, «нового русского», прибывшего в отдых с чемоданами денег, охранниками и проститутками.

Роман Полански – крайне неоднозначная фигура в мировом кинематографе. Он – еврей польско-французского происхождения, переехавший с родителями из Парижа в Краков в 1937 году и бежавший из Краковского гетто. Его мать и бабушка погибли в Освенциме, дядя был убит в Бухенвальде. Полански начал работать в Европе, но в 1968 году переехал в США, уже будучи лауреатом «Оскара». Через год произошла трагедия: его беременная жена, актриса Шарон Тейт была зверски убита сектантами Чарли Мэнсона.

В 1977 году 13-летняя американская модель Саманта Геймер обвинила его в изнасиловании, после чего режиссер снова бежал в Европу, не дожидаясь приговора суда. Свою вину Полански не признал. В 2010 году актриса Шарлотта Льюис заявила, что режиссер подверг ее насилию во время съемок фильма «Пираты», когда ей было 16 лет, в 2017 году актриса Ренате Лангер обвинила его в изнасиловании в 1972 году, когда ей было 15, в 2019 году актриса Валентин Монье заявила об аналогичном преступлении в отношении нее в 1975 году, когда ей было 18.

Польша отклонила запрос на его экстрадицию, так как Полански имеет двойное гражданство Польши и Франции, более того, Геймер неоднократно требовала снять с него обвинения.

Западная кинокритика воспринимает фильмы Полански через призму его репутации, в России же такой репутационной практики нет.

Эксперты PublicO подвергают сомнению тезис, что Полански может стать в нашей стране более или менее популярен, учитывая публичные обвинения в сексуальных преступлениях. Они сходятся в том, что скорее широкая аудитория любит его самые известные фильмы («Девятые врата», «Пианист»), но сказать, что он как-то особо любим в России, благодаря или вопреки репутации, нельзя.

Журналист Максим Кононенко вспоминает, что некогда спорил в соцсетях с продюсером, музыкальным критиком Михаилом Козыревым (признан иноагентом) по поводу Майкла Джексона, когда его обвинили в педофилии.

«Миша Козырев тогда стоял на своем и кричал, что Джексона надо отменить, я же ему говорил, что Майкла Джексона отменить просто нельзя. Мне кажется, что обычному русскому человеку безразличны эти вещи. Что касается скандалов с Полански – они сами по себе сомнительны, и непонятно, что там на самом деле произошло. Кроме того, ему уже 90 лет. Какой смысл — это бередить? Я сам небольшой его поклонник, мне нравятся «Девятые врата», но не нравится, как играет его жена, которую он снимает во многих фильмах. В Америке, кстати, его фильмы тоже смотрят, несмотря на все обвинения», говорит Кононенко.

Кинорежиссер Евгений Ткачев отмечает, что, кроме Полански, вероятно, в России можно будет увидеть и новые фильмы Люка Бессона и Вуди Аллена, у которых тоже есть проблемы с публичной репутацией на Западе.

«Всё это говорит о том, что у нас не заморачиваются по поводу репутации. Что касается популярности Полански в России: мне кажется, у нас Бессона и Аллена лучше знают», полагает Ткачев.

Журналист Алексей Крижевский отмечает, что в России европейские фильмы Полански знают и любят только синефилы, в отличие от таких хитов как "Ребенок Розмари", "Китайский квартал".

«Полански - сложный случай. Он реальная жертва Холокоста, великий - без дураков -  кинорежиссер, дико продуктивный и с, как бы сказать, очень широкой авторской философией.

А Россия не та страна, которая способна проклясть абьюзера или человека, обвиняемого в связи с несовершеннолетней, и не смотреть его фильмы, если очень хочется.

Никакого влияния репутация не оказывает - приверженец скреп человек или либертин, всем плевать. Наоборот, пространство сцены, литературы, кадра в России -- десакрализовано, оно сродни ярмарочной площади. На эстраде могут выступать гомосексуалы, кино снимать - либертины.

В случае Полански биография и заслуги настолько перевешивают то робкое осуждение, которое есть, что всем плевать на то, что режиссер обвиняется в связи с несовершеннолетней», - полагает Крижевский.

Публицист Иван Давыдов отмечает, что Полански - режиссер из разряда кино для знатоков, и среди знатоков, конечно, популярен, классик есть классик.

«Массовый зритель вспомнил (или узнал) о нем разве после «Однажды в Голливуде», очередного шедевра Тарантино. Да и то, насколько Тарантино был интересен массовому зрителю? Опять же – речь там о кровавой истории с Шэрон Тейт, а вовсе не об изнасиловании несовершеннолетней Саманты Геймер. В истории с Тейт Полански – жертва, а не преступник (у Тарантино, впрочем, даже и не жертва).

По всем канонам новой этики Полански должен быть "отменен", конечно, но, насколько я могу судить, даже в Штатах не совсем получилось это сделать. А у России свои каноны. Для тех, кто вообще знает и Полански, и его биографию, любовь к режиссеру – скорее, вариант фронды, возможность противопоставить собственное демонстративное свободомыслие мировому тоталитарному мейнстриму (ну, так, по крайней мере, было до). Теперь ведь все наши рассуждения о проблемах, волнующих большой человеческий мир – они остались где-то ДО.

«Дворец», который я, честно сказать, пока не видел, критики громят, но, рискну предположить, в России те, кто вообще готов смотреть сложное кино, будут искать возможность его увидеть. Ну и Петров – дополнительный стимул. Какой-никакой, а наш. Россию такие вещи всегда волновали», - говорит Давыдов.

Политолог Илья Гращенков полагает, что говорить о какой-то сверхпопулярности Полански в России нельзя.

«Полански – режиссер с более чем полувековой фильмографией разных периодов. Он снял разные фильмы для разных аудиторий. Когда-то Полански смотрела советская партийная номенклатура, потом в 90-е его смотрели жители уже другой страны, искавшие свою культурную идентичность и так далее. Что касается его личной жизни, обвинений, трагедии с убийством жены, то эта часть биографии в его фильмах не отображается», - отмечает Гращенков.

Политолог Константин Калачев называет Полански «одиозным классиком времен видеомагнитофонов, который пережил и кассеты, и диски, и продолжает удивлять».

«Ребенок Розмари» не только вывел жанр ужасов из андеграунда, но и проложил дорогу другим страшилкам вроде «Омена». Думаю, что и «Омен» многие приписывают ему, хотя это уже совсем другие люди.  Мое знакомство с Полански началось с «Ребенка Розмари». В России уважают классиков. Убийство его беременной жены Полански последователями Чальза Мэнсона добавило трагизма.  Уже после этого любой стал бы живой легендой. А ведь он еще и продолжил творить. Если спросить обывателя, какие фильмы Полански он знает, назовут всего два или три. Но почти любой знает, что в свои 90 он продолжает снимать. Бунтарство и талант, шумиха и почтенный возраст. Слом шаблонов. В России это любят», - резюмирует Калачев.

Критик Никита Бондарев отмечает, что Полански был и остаётся в нашей стране популярен среди тех, кому за 40.

«Причины этой популярности и охотно признаваемого статуса «живого классика» мне долго были не вполне понятны. То есть я знаю, за что я его люблю - за такие фильмы, как «Жилец», «Отвращение», «Что?». Всё они у нас не слишком известны. А за что его любит мой сосед, который обожает Курта Расселла и Патрика Суэйзи? Потом я понял, что основа популярности Полански в России, краеугольный, можно сказать. камень – «Горькая луна». Действительно очень хороший фильм, который к нам попал в одной обойме с «9 1/2 неделям», «Основным инстинктом», «Непристойным предложением» и всякой высокобюджетной эротической продукцией, которую в доме держать не стыдно, потому что это «драма», а не просто сиськи-масиськи. При том, что этот фильм только притворяется вариаций на темы «9 1/2 недель», он вообще не про секс, а про контроль, про подчинение и подавление. И садомазохистские игры в койке там лишь приложение к социальному садомазохизму. Но народу хватало эротических сцен с женой Поланского, белокурой бестией Эммануэль Сенье. А потом были «Девятые врата», в которых Полански не оставил примерно ничего от книги Переса-Реверте, по которой фильм якобы снят (признак настоящего величия, см. Тарковский и Лем). И опять там была Эммануэль Сенье в роли современной сексуальной ведьмочки, и был Джонни Депп, в кои-то веки не кривляющийся и без грима. И опять народ этот фильм понял как такую эротику «с душком», с примесью тления и могилы. Хотя и этот фильм совсем не про это... В общем, я не знаю, что более предпочтительно - вообще не знать о Полански, или иметь извращенное представление о нем, как о режиссёре интеллектуальной эротики, типа Эдриана Лайна», - говорит Бондарев.

Он продолжает: «По сути дела, на восприятие режиссёров, которые к нам просачивались с сквозь «железный занавес» в виде палёных ВХС кассет с озвучкой мужика с прищепкой на носу, общемировой консенсус не влияет вообще. У нас видят Поланского как режиссёра интеллектуальной эротики с извращениями - и точка. В этом контексте его педофильские истории полувековой давности воспринимаются абсолютно в порядке вещей - а как иначе-то? Человек должен был попробовать то, о чем снимает (хотя именно об этом он не снимал никогда). На Западе ему сочиняют оправдания - он жертва Холокоста (правда), чуть не стал жертвой маньяка в юности (тоже правда), жертва тоталитарной коммунистической идеологии (ну да, и «Нож в воде» он не в социалистической Польше снял), его жена жертва Чарли Мэнсона (опять правда). У нас он как бы и не нуждается ни в каких оправданиях. Тем более, что про многих советских киноклассиков ходили похожие слухи, вспомним Соловьёва и Друбич (он хоть женился, как приличный человек), вспомним «разоблачения» Елены Прокловой в ток-шоу (имя совратителя она не называет, но всем понятно, о каком народном любимце идёт речь).

И последнее. О премьере последнего фильма Полански кинокритик Плахов написал в «Коммерсанте», что фильм не просто плохой, а плохой до степени полной профнепригодности. Но Полански 90 лет, давайте, мол, просто порадуемся за него, что он жив и ещё что-то может. Однако же даже по описанию Плахова видно, что это хороший и очень «поланский» фильм, некая смесь «Волшебной горы» Томаса Манна и его собственного фильма «Что?» 1971 года. Просто Полански и у нас, и на Западе в упор не воспринимают как сатирика, а он сатирик-то знатный, взять те фильмы, которые я в начале упоминал, из последнего - фильм «Резня» с Джоди Фостер, Кейт Уинслетт и Кристофом Вальцем. Так что все упирается опять в вопрос восприятия. А что касается старческого профнепригодного кино, то это, например, поздний Антониони, которого все критики так любят. Думаю, что до этой нижней планки Полански не упадёт никогда», - добавляет Бондарев.


Голосование
Дебаты
Новости партнеров