Новый фильм 90-летнего режиссера Романа Полански «Дворец»
был показан на Венецианском фестивале вне конкурса. Фильм-комедия о новогодней
ночи в шикарном отеле в Швейцарии уже получил крайне неоднозначные отзывы
критиков. Одну из ролей в нем сыграл российский актер Александр Петров
(«Звоните Ди Каприо»), играющий, конечно же, «нового русского», прибывшего в
отдых с чемоданами денег, охранниками и проститутками.
Роман Полански – крайне неоднозначная фигура в мировом
кинематографе. Он – еврей польско-французского происхождения, переехавший с
родителями из Парижа в Краков в 1937 году и бежавший из Краковского гетто. Его
мать и бабушка погибли в Освенциме, дядя был убит в Бухенвальде. Полански начал
работать в Европе, но в 1968 году переехал в США, уже будучи лауреатом
«Оскара». Через год произошла трагедия: его беременная жена, актриса Шарон Тейт
была зверски убита сектантами Чарли Мэнсона.
В 1977 году 13-летняя американская модель Саманта Геймер
обвинила его в изнасиловании, после чего режиссер снова бежал в Европу, не
дожидаясь приговора суда. Свою вину Полански не признал. В 2010 году актриса
Шарлотта Льюис заявила, что режиссер подверг ее насилию во время съемок фильма
«Пираты», когда ей было 16 лет, в 2017 году актриса Ренате Лангер обвинила его
в изнасиловании в 1972 году, когда ей было 15, в 2019 году актриса Валентин
Монье заявила об аналогичном преступлении в отношении нее в 1975 году, когда ей
было 18.
Польша отклонила запрос на его экстрадицию, так как Полански
имеет двойное гражданство Польши и Франции, более того, Геймер неоднократно
требовала снять с него обвинения.
Западная кинокритика воспринимает фильмы Полански через
призму его репутации, в России же такой репутационной практики нет.
Эксперты PublicO подвергают сомнению тезис, что Полански может стать в нашей
стране более или менее популярен, учитывая публичные обвинения в сексуальных
преступлениях. Они сходятся в том, что скорее широкая аудитория любит его самые
известные фильмы («Девятые врата», «Пианист»), но сказать, что он как-то особо
любим в России, благодаря или вопреки репутации, нельзя.
Журналист Максим Кононенко вспоминает, что некогда спорил в
соцсетях с продюсером, музыкальным критиком Михаилом Козыревым (признан
иноагентом) по поводу Майкла Джексона, когда его обвинили в педофилии.
«Миша Козырев тогда стоял на своем и кричал, что Джексона
надо отменить, я же ему говорил, что Майкла Джексона отменить просто нельзя.
Мне кажется, что обычному русскому человеку безразличны эти вещи. Что касается
скандалов с Полански – они сами по себе сомнительны, и непонятно, что там на
самом деле произошло. Кроме того, ему уже 90 лет. Какой смысл — это бередить? Я
сам небольшой его поклонник, мне нравятся «Девятые врата», но не нравится, как
играет его жена, которую он снимает во многих фильмах. В Америке, кстати, его
фильмы тоже смотрят, несмотря на все обвинения», говорит Кононенко.
Кинорежиссер Евгений Ткачев отмечает, что, кроме Полански,
вероятно, в России можно будет увидеть и новые фильмы Люка Бессона и Вуди
Аллена, у которых тоже есть проблемы с публичной репутацией на Западе.
«Всё это говорит о том, что у нас не заморачиваются по
поводу репутации. Что касается популярности Полански в России: мне кажется, у
нас Бессона и Аллена лучше знают», полагает Ткачев.
Журналист Алексей Крижевский отмечает, что в России европейские
фильмы Полански знают и любят только синефилы, в отличие от таких хитов как
"Ребенок Розмари", "Китайский квартал".
«Полански - сложный случай. Он реальная жертва Холокоста,
великий - без дураков - кинорежиссер,
дико продуктивный и с, как бы сказать, очень широкой авторской философией.
А Россия не та страна, которая способна проклясть абьюзера
или человека, обвиняемого в связи с несовершеннолетней, и не смотреть его
фильмы, если очень хочется.
Никакого влияния репутация не оказывает - приверженец скреп
человек или либертин, всем плевать. Наоборот, пространство сцены, литературы,
кадра в России -- десакрализовано, оно сродни ярмарочной площади. На эстраде
могут выступать гомосексуалы, кино снимать - либертины.
В случае Полански биография и заслуги настолько перевешивают
то робкое осуждение, которое есть, что всем плевать на то, что режиссер
обвиняется в связи с несовершеннолетней», - полагает Крижевский.
Публицист Иван Давыдов отмечает, что Полански - режиссер из
разряда кино для знатоков, и среди знатоков, конечно, популярен, классик есть
классик.
«Массовый зритель вспомнил (или узнал) о нем разве после
«Однажды в Голливуде», очередного шедевра Тарантино. Да и то, насколько
Тарантино был интересен массовому зрителю? Опять же – речь там о кровавой
истории с Шэрон Тейт, а вовсе не об изнасиловании несовершеннолетней Саманты
Геймер. В истории с Тейт Полански – жертва, а не преступник (у Тарантино,
впрочем, даже и не жертва).
По всем канонам новой этики Полански должен быть
"отменен", конечно, но, насколько я могу судить, даже в Штатах не
совсем получилось это сделать. А у России свои каноны. Для тех, кто вообще
знает и Полански, и его биографию, любовь к режиссеру – скорее, вариант фронды,
возможность противопоставить собственное демонстративное свободомыслие мировому
тоталитарному мейнстриму (ну, так, по крайней мере, было до). Теперь ведь все
наши рассуждения о проблемах, волнующих большой человеческий мир – они остались
где-то ДО.
«Дворец», который я, честно сказать, пока не видел, критики
громят, но, рискну предположить, в России те, кто вообще готов смотреть сложное
кино, будут искать возможность его увидеть. Ну и Петров – дополнительный
стимул. Какой-никакой, а наш. Россию такие вещи всегда волновали», - говорит
Давыдов.
Политолог Илья Гращенков полагает, что говорить о какой-то
сверхпопулярности Полански в России нельзя.
«Полански – режиссер с более чем полувековой фильмографией
разных периодов. Он снял разные фильмы для разных аудиторий. Когда-то Полански
смотрела советская партийная номенклатура, потом в 90-е его смотрели жители уже
другой страны, искавшие свою культурную идентичность и так далее. Что касается
его личной жизни, обвинений, трагедии с убийством жены, то эта часть биографии
в его фильмах не отображается», - отмечает Гращенков.
Политолог Константин Калачев называет Полански «одиозным классиком
времен видеомагнитофонов, который пережил и кассеты, и диски, и продолжает
удивлять».
«Ребенок Розмари» не только вывел жанр ужасов из андеграунда, но и проложил дорогу другим страшилкам вроде «Омена». Думаю, что и «Омен» многие приписывают ему, хотя это уже совсем другие люди. Мое знакомство с Полански началось с «Ребенка Розмари». В России уважают классиков. Убийство его беременной жены Полански последователями Чальза Мэнсона добавило трагизма. Уже после этого любой стал бы живой легендой. А ведь он еще и продолжил творить. Если спросить обывателя, какие фильмы Полански он знает, назовут всего два или три. Но почти любой знает, что в свои 90 он продолжает снимать. Бунтарство и талант, шумиха и почтенный возраст. Слом шаблонов. В России это любят», - резюмирует Калачев.
Критик Никита Бондарев отмечает, что Полански был и остаётся
в нашей стране популярен среди тех, кому за 40.
«Причины этой популярности и охотно признаваемого статуса «живого
классика» мне долго были не вполне понятны. То есть я знаю, за что я его люблю
- за такие фильмы, как «Жилец», «Отвращение», «Что?». Всё они у нас не слишком
известны. А за что его любит мой сосед, который обожает Курта Расселла и
Патрика Суэйзи? Потом я понял, что основа популярности Полански в России,
краеугольный, можно сказать. камень – «Горькая луна». Действительно очень
хороший фильм, который к нам попал в одной обойме с «9 1/2 неделям», «Основным
инстинктом», «Непристойным предложением» и всякой высокобюджетной эротической
продукцией, которую в доме держать не стыдно, потому что это «драма», а не
просто сиськи-масиськи. При том, что этот фильм только притворяется вариаций на
темы «9 1/2 недель», он вообще не про секс, а про контроль, про подчинение и
подавление. И садомазохистские игры в койке там лишь приложение к социальному
садомазохизму. Но народу хватало эротических сцен с женой Поланского, белокурой
бестией Эммануэль Сенье. А потом были «Девятые врата», в которых Полански не
оставил примерно ничего от книги Переса-Реверте, по которой фильм якобы снят
(признак настоящего величия, см. Тарковский и Лем). И опять там была Эммануэль
Сенье в роли современной сексуальной ведьмочки, и был Джонни Депп, в кои-то
веки не кривляющийся и без грима. И опять народ этот фильм понял как такую
эротику «с душком», с примесью тления и могилы. Хотя и этот фильм совсем не про
это... В общем, я не знаю, что более предпочтительно - вообще не знать о
Полански, или иметь извращенное представление о нем, как о режиссёре интеллектуальной
эротики, типа Эдриана Лайна», - говорит Бондарев.
Он продолжает: «По сути дела, на восприятие режиссёров,
которые к нам просачивались с сквозь «железный занавес» в виде палёных ВХС
кассет с озвучкой мужика с прищепкой на носу, общемировой консенсус не влияет
вообще. У нас видят Поланского как режиссёра интеллектуальной эротики с
извращениями - и точка. В этом контексте его педофильские истории полувековой
давности воспринимаются абсолютно в порядке вещей - а как иначе-то? Человек
должен был попробовать то, о чем снимает (хотя именно об этом он не снимал
никогда). На Западе ему сочиняют оправдания - он жертва Холокоста (правда),
чуть не стал жертвой маньяка в юности (тоже правда), жертва тоталитарной
коммунистической идеологии (ну да, и «Нож в воде» он не в социалистической
Польше снял), его жена жертва Чарли Мэнсона (опять правда). У нас он как бы и
не нуждается ни в каких оправданиях. Тем более, что про многих советских киноклассиков
ходили похожие слухи, вспомним Соловьёва и Друбич (он хоть женился, как
приличный человек), вспомним «разоблачения» Елены Прокловой в ток-шоу (имя совратителя
она не называет, но всем понятно, о каком народном любимце идёт речь).
И последнее. О премьере последнего фильма Полански
кинокритик Плахов написал в «Коммерсанте», что фильм не просто плохой, а плохой
до степени полной профнепригодности. Но Полански 90 лет, давайте, мол, просто
порадуемся за него, что он жив и ещё что-то может. Однако же даже по описанию
Плахова видно, что это хороший и очень «поланский» фильм, некая смесь «Волшебной
горы» Томаса Манна и его собственного фильма «Что?» 1971 года. Просто Полански
и у нас, и на Западе в упор не воспринимают как сатирика, а он сатирик-то
знатный, взять те фильмы, которые я в начале упоминал, из последнего - фильм «Резня»
с Джоди Фостер, Кейт Уинслетт и Кристофом Вальцем. Так что все упирается опять
в вопрос восприятия. А что касается старческого профнепригодного кино, то это,
например, поздний Антониони, которого все критики так любят. Думаю, что до этой
нижней планки Полански не упадёт никогда», - добавляет Бондарев.