После перехода «степной крепости» Угледар под контроль вооруженных сил России в российско-украинском военном конфликте произошел непоправимый надлом. Конструкция украинской обороны треснула и начала с ускорением осыпаться. Киеву уже ничего не поправить. Украина начала необратимое движение к военному поражению в течение нескольких месяцев. В этом движении возможны временные замедления и локальные тупики, но неизбежность единственно возможного исхода понятна всем компетентным аналитикам и разумным участникам событий.
Способность Украины продолжать военные действия более чем на 80% зависит от непрерывной поддержки западных спонсоров. Эта поддержка достигла пика к лету 2023 года и вслед за этим неуклонно убывает. Параллельно Украина утрачивает два решающих ресурса: человеческий и морально-политический. Войска, всё более состоящие из насильно мобилизованных мужчин «около 50-ти», попросту не хотят воевать; сдача в плен, оставление позиций и дезертирство приобретают повальный характер. А остальное общество, предельно вымотанное на третьем году войны, не верит ни насквозь коррумпированному правящему классу, нажившемуся на войне, ни фантастическим планам «победы», которые действующий глава государства Владимир Зеленский даже не рискует показать своим согражданам.
Зеленскому предстоит испить избранную им чашу до дна. А вот великие державы Запада активно и в основном непублично уже занимаются практической организацией финала. Попробуем представить, что у них там на уме и на столе.
Финал видится аналитикам Запада в классическом для таких конфликтов варианте – как управляемое неполное поражение для Киева. Грамотным историкам этот сценарий знаком по десяткам хрестоматийных примеров. Главная забота западных стратегов - отсечь нависшую над ними неприемлемую крайность: военный разгром ВСУ, полное поражение и капитуляцию Киева. Нужно остановить горящий поезд, летящий к этой пропасти, на какой-то промежуточной станции. Но какую станцию выбрать? Критерий очевиден: только ту, на которую сможет рационально согласиться Москва в ходе прагматичных переговоров. Всё иное иллюзорно и заведомо обречено.
Фото ФедералПресс
Бессмысленно и крайне опасно пытаться проводить в отношении Москвы операцию по силовому принуждению к миру на каких-либо навязанных ей условиях. Давно исчерпан потенциал санкционного давления, на которое группа G7 могла пойти, не нанося себе и младшим партнёрам неприемлемого ущерба. Любой дальнейший шаг встретит, внутренний протест, неприятие союзников и сопротивление восставшего глобального Юга. Эскалация военных действий (дать карт-бланш Киеву на дальнобойное оружие) в ужасном случае втянет НАТО в мировую войну с ядерным продолжением. А просто в худшем случае подставит Киев под удар возмездия, который ускорит военно-политический крах нынешнего украинского государства.
Пустой потерей времени обернётся и перебор иллюзорных вариантов, вбрасываемых в СМИ действующими или отставными политиками. А давайте мы каким-то способом «заморозим» боевые действия, а Украину примем в НАТО в границах, которые она фактически контролирует. Что, в альянсе решение не пройдёт? Тогда давайте «временно» создадим на западной части Украины анклав на манер Западной Германии 1945-1990 годов. И установим над такой Западной Украиной коллективный протекторат со стороны США, Британии, Франции и Германии . Нечто подобное эти страны вроде планировали обсуждать в Берлине, но в последний момент передумали. Может потому, что в Берлине и Париже власть и так валится. А в США и Британии такую авантюру через парламенты не протащить.
У фантазёров нет никаких шансов уговорить или заставить Москву согласиться на подобные геополитические фантомы. Судя по всем громким и тихим сигналам, Кремль пойдёт на дипломатическое урегулирование, только согласовав два пакета: украинский и глобальный. В украинском пакете обязательны внеблоковость, эффективный нейтралитет и системно закреплённое культурное многообразие Новой Украины, из которого жестко исключается нацизм любых изводов. В глобальном пакете обязательна отмена антироссийских санкций (коллективных и страновых), введённых с 2014 года, и отказ НАТО от продвижения на Восток своей военной инфраструктуры – с формальным членством стран в блоке или без такового.
Отказы лидеров Атлантической коалиции от диалога с Россией на равных в 2008-м, 2014-м, 2021-м годах, игнорирование её законных интересов, высокомерный односторонний диктат уже спровоцировали малый военный конфликт и вплотную подвели Европу к большому гибельному пожару. Спасение только в запоздалом реализме и восстановительной дипломатии.