Лауреаты Нобелевской премии мира 2024 года её заслужили, но за выбором победителей может скрываться принижение Западом роли ядерного оружия, заявил РИА Новости научный руководитель факультета Мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов.
В этом году Нобелевский комитет присудил премию мира японскому движению хибакуся Nihon Hidankyo. Nihon Hidankyo было основана людьми, которые пережили ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в 1945 году (хибакуся — «люди, подвергшиеся воздействию взрыва»), и выступает за запрет ядерного оружия по всему миру. Как отмечает Нобелевский комитет, опираясь на личные истории и создавая образовательные программы, хибакуся смогли сформировать движение по противодействию ядерному оружию во всем мире:
«Хибакуся помогают нам описывать неописуемое, думать о немыслимом и каким-то образом осознавать непостижимую боль и страдания, причиняемые ядерным оружием. Присуждая Нобелевскую премию мира этого года Nihon Hidankyo, Норвежский Нобелевский комитет хочет почтить всех выживших, кто, несмотря на физические страдания и болезненные воспоминания, решил использовать свой опыт для взращивания надежды и вовлеченности в дело мира».
Сразу после награждения организация попросила все государства планеты отказаться от ядерного оружия. Об этом заявил член представительного комитета ассоциации 81-летний Тосиюки Мимаки:
«Пожалуйста, избавьтесь от ядерного оружия, пока живы мы».
Проблема в том, что, несмотря на эти призывы и символическое присуждения Нобеля движению хибакуся, как бы демонстрирующее ядерным державам позицию мирового общественного мнения, ни одна из этих держав от своего оружия отказываться не собирается. Более того, все они занимаются его модернизацией и развитием, хотя – пока – без ядерных испытаний. Так, в Европе сейчас проходят масштабные ядерные учения НАТО Steadfast Noon, про которые пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал:
«В условиях "горячей войны", которая ведется в рамках украинского конфликта, разумеется, подобные учения не ведут ни к чему, кроме как к дальнейшему нагнетанию напряженности».
У нас недавно внесли изменения в ядерную доктрину, приветствуя которые, Караганов сказал:
«Мы ждали слишком долго, у нас была безрассудная, беспечная ядерная доктрина, нужно менять ее на деле, совершенно понятно, что удары по территории России, по нашим гражданам, по нашим военным арсеналам, по нашим Вооруженным силам должны быть причиной для применения ядерного оружия. Сейчас мы двинулись в этом правильном направлении с огромным опозданием, потому что мы вошли в специальную военную операцию, не включив самый важный свой ресурс — ядерный. Мы поступили беспечно и безрассудно, сейчас мы возвращаемся к здравому смыслу».
Мир знает, о чем идет речь и что стоит на кону. 10 октября заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков сообщил, что очередная встреча «ядерной пятерки» (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция) пройдет в Нью-Йорке:
«Соответствующие контакты пройдут на полях Первого комитета ГА ООН в Нью-Йорке. Не знаю по дням, но это вопрос ближайших двух недель. … Мы надеемся, что западная тройка участников этого формата будет вести себя хотя бы немного более конструктивно».
На этой встрече функции координатора «пятерки» возьмет Китай, переняв эстафету у России, которая председательствовала в этом формате с августа 2023 года. Директор Центра энергетики и безопасности (ЦЭБ) Антон Хлопков в беседе с “Ъ” оценил итоги российского председательства как чудо:
«Сам факт председательства в формате, где у западных стран неизбежное большинство (Великобритания, США, Франция с одной стороны, КНР и РФ — с другой), в условиях, когда коллективный Запад старается отменить все российское, можно считать дипломатическим чудом».
Научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович полагает, что во время своего председательства Пекин займется продвижением международного Договора о неприменении ядерного оружия первым:
«Китай будет продолжать продвигать свою идею международного Договора о неприменении ядерного оружия первым, в определенной мере смещая внимание именно на эту инициативу и в сторону от приоритетных для "западной тройки" тем транспарентности ядерных арсеналов и снижения ядерных рисков».
Американцы недавно устами Байдена выразили готовность к ведению переговоров о ядерном оружии с Россией, КНДР и Китаем. Но обстоятельства нынешнего геополитического противостояния, причем на фоне финиширующей президентской гонки в самих США, заставляют относиться к этим словам с обоснованным скепсисом.
Как меняется сейчас ядерный баланс? Насколько адекватны участники ядерного диалога? За чем стоит следить особенно внимательно? С этими вопросами мы сегодня обращаемся к экспертам PublicO.