Для многих россиян служебные звонки от руководства в нерабочее время становятся большой проблемой. В конце августа – начале сентября этого года кадровое агентство UTEAM решило выяснить, как часто начальники звонят или пишут подчиненным в нерабочее время и как сотрудники на это реагируют. Аналитики агентства опросили 2942 сотрудника в российских компаниях. России 72% респондентов регулярно сталкиваются со звонками или срочными сообщениями в мессенджере от начальства в нерабочее время. Еще 19% получают такие звонки и письма время от времени. При этом 63% из всех, кто получает звонки и письма, тут же на них отвечают, еще 21% – отвечают при условии, что звонок не отвлекает их от личных дел, 11% не всегда снимают трубку, но перезванивают при первой же возможности, и только 5% никогда не отвечают.
Экономист Никита Кричевский по этому поводу воззвал к законодателям:
«Дорогая Госдума, проблема, как видите, массовая. Отвлекитесь от рождаемости, примите поправки в Трудовой кодекс, запрещающий беспокоить людей в нерабочее время. Тем более, что в других странах такие законы уже есть. Если, конечно, вы считаете, что экономика существует для человека, а не наоборот».
Про гигиену труда
О масштабах проблемы говорят и психологи, и кадровики:
- 29% россиян регулярно сталкиваются с переработками в России (по данным опроса HeadHunter)
- 2 из 3 россиян не позволяют себе игнорировать звонки и сообщения от руководства даже вне рабочего времени (по данным опроса SuperJob)
- Россияне старше 45 лет и сотрудники с зарплатой от 100 тысяч рублей в месяц реже позволяют себе пропускать звонки и сообщения от руководства (по данным опроса SuperJob)
Многие сотрудники подвержены повышенному стрессу из-за необходимости быть на связи после завершения рабочего дня, заметил директор по персоналу КРОС Дмитрий Дударев. Звонки и сообщения в нерабочее время могут создавать дополнительное давление и мешать полноценному отдыху, поэтому компетентные руководители стараются не злоупотреблять телефонными звонками в нерабочее время, подчеркнул он. Нарушение баланса между работой и прочими сферами жизни ведет напрямую к профессиональному выгоранию сотрудника, добавил психолог Алексей Сапкин:
«Такие звонки должны рассматриваться как нарушение гигиены труда, и в этом смысле право работника не брать трубку должно охраняться точно так же, как, например, у дальнобойщиков в крупных компаниях контролируется режим отдыха в рейсе».
Фото ФедералПресс
Анна Дыяк, специалист по этикету, так объясняет проблему:
«Если начальник регулярно названивает подчиненным в неурочное время, это говорит о: неумении распоряжаться рабочим временем; неуважении прав работников на отдых. А это право закреплено в КЗОТЕ (кодексе законов о труде). Но вышеупомянутое правило работает не всегда. Звонки в нерабочее время от начальника подчиненному уместны: Топ-менеджерам. Тем сотрудникам, которые относятся к управленческому персоналу и получают повышенную зарплату, в том числе и за эти неудобства. Если у сотрудника ненормированный рабочий день. То есть одним из условий найма было требование быть на связи в любую минуту. Если начальник компенсирует эти неудобства премиями, отгулами или иными методами. ЧС».
Как по закону и как на самом деле
Неправы те, кто считает, что российским законодательством вопрос никак не регулируется. Комментируя положения о дистанционной режиме работы, глава Комитета Совета Федерации по соцполитике Инна Святенко в свое время говорила:
«Если человек переводится на временную дистанционную работу, то это должно быть зафиксировано в графике взаимодействия работодателя и подчиненного: график звонков, сообщений, на которые сотрудники обязаны отвечать. Например, с 9.00 до 18.00 работодатель имеет право звонить по определенному телефону или связываться по электронной почте. Все, что вне графика и вне договора, считается нарушением. Работник вправе не отвечать, и это не будет нарушением трудовых отношений».
Трудовой кодекс (ст. 106 и 107) гласит:
«Время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска».
То есть в эти периоды начальник вас беспокоить в принципе не может. А он названивает и названивает... Как быть?
- На сторону работников в вопросе соблюдения work-life balance уже встали порядка 20 стран, включая Францию, Испанию и Бельгию. Во Франции «право на отключение» от рабочих электронных писем в нерабочее время ввели в 2017 году. Компании, в которых трудится более 50 сотрудников, обязаны отдельно обговаривать с работниками, в какое время им удобно отвечать на рабочие вопросы.
- В Австралии с 26 августа в силу вступил закон, который получил среди граждан название «право на отключение». Новый закон позволяет сотрудникам по всей стране не принимать звонки и игнорировать сообщения начальства после окончания рабочего дня, если они этого захотят, не опасаясь наказания со стороны работодателя.
- Португальский парламент в 2021 году принял закон, запрещающий работодателям звонить или писать сотрудникам в нерабочее время. Это касается всех организаций, где работают более 10 человек. За нарушение закона начальству грозит штраф.
А нам нужно вводить «право на игнор»? Как его администрировать? Насколько оно соответствует нашим трудовым традициям? Об этом и говорим сегодня с экспертами PublicO.