Практически четверть населения покупает реже и/или отказывается от определенных продуктов
Я бы сказал, что это
взаимодополняющие показатели в целом: то, что происходит с потреблением, с
потребительским спросом, и то, что происходит в отдельных торговых сетях
федерального значения.
Если рассматривать всю ситуацию,
то спрос очень умеренный. Суммарный показатель за прошлый год (потребительский
спрос обычно считается суммарным оборотом розничной торговли, общественного
питания и услуг населению) в годовом выражении «год к году» сократился на 4,1%.
При этом основное снижение пришлось, наоборот, на розничную торговлю. Спрос
упал на 6,7% по отношению к 2021 году. Общий оборот розничной торговли за год
составил 42.512.000 руб. Из них 2,6 млрд руб.
Остальные компоненты
потребительского спроса по итогам года подросли. Оборот общественного питания
вырос на 4,7%, объем платных услуг населению увеличился на 3,2%. Мы видим
продолжающийся тренд, хотя и замедляющийся (особенно по январю), на режим
экономии. В январе экономить на продуктах продолжали 23—24% населения. До этого
два года подряд это был каждый четвертый: мы видим некоторое сокращение на 1—2
процентных пункта.
Но всё равно
практически четверть населения покупает реже, отказываются от определенных
продуктов (примерно 16% опрошенных) и покупают продукты впрок, что тоже очень
важно, 10%. Получается, что фактически половина всего респондентского пула (это
данные «ИнФОМ» по заказу Центрального банка). Так или иначе, население
соблюдает режим экономии в различных форматах.
Говорить о том, что
идет резкое повышение потребительского спроса, сложно, потребление остается
умеренным. Режим экономии пока сохраняется, но некоторые сдвижки были,
декабрьская-январская статистика по отдельным торговым сетям была более-менее
приличная, что связано с традиционным сезоном: предпраздничные и постпраздничные
настроения людей, каникулы. Но это одна сторона медали.
Вторая сторона такова,
что показатели крупных ритейлеров могут выйти в плюс и дают позитивную
статистику. В этом нет особого противоречия, в декабре-январе действовал
сезонный фактор. Если же брать годовые показатели, то прежде всего нужно
обратить внимание на статистику посещений. Она достаточно лукава, и ее надо
сопоставлять с динамикой среднего чека, которая пока отрицательная. Поэтому
люди ходят в магазины чаще, а тратят каждый раз меньше. Естественно, идет
прирост числа посещений.
Что касается того, как
сети выходят в прибыль, в этом есть некая психологическая ловушка. Несмотря на
режим экономии, оказывается, что в магазин люди ходят чаще и в итоге тратят
достаточно — по крайней мере, немногим меньше, чем если бы они не включали
видимый режим экономии. С одной стороны, люди говорят, что они экономят, а с
другой стороны, реально получается, что это самообман.
Кроме того, надо
смотреть внимательно на политику скидок, дисконтов и так далее. Федеральные
сети имеют возможность работать со спросом, оценивать его по достаточно
большому количеству регионов и городов. Они могут монетизировать свои
маркетинговую стратегию, управляя политикой продаж на достаточно большом
массиве данных. Это и скидочные истории, бонусы разного рода, привлечение
клиентов в магазины и торговые центры. Это тоже входит в торговый оборот
ритейлера. Этим могут пользоваться большие сети.
Плюс онлайн-продажи и
доставки. Всё это трудно считать в посещаемости: понятно, что это не прибавляет
численности присутствия, потому что она определяется по кассовому чеку, сколько
у вас было пробито. Тем не менее, для оборота торговой розницы в данном
конкретном торговом центре, в магазине или целой торговой сети это плюс.
Онлайн-продажи очень часто по многим товарам опережают темп роста. Это началось
в пандемию, но в 2022 году активно продолжилось.
Здесь вряд ли можно
говорить о каком-то противоречии. Наоборот, это разные ипостаси одного большого
сложного процесса, структурно неоднородного, как приспособление розничной
торговли к новой ситуации адаптации.