ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Потребляем или сберегаем?
Потребляем или сберегаем?
Никита Масленников
Никита Масленников
15 февр. 2023

Практически четверть населения покупает реже и/или отказывается от определенных продуктов

Я бы сказал, что это взаимодополняющие показатели в целом: то, что происходит с потреблением, с потребительским спросом, и то, что происходит в отдельных торговых сетях федерального значения.

Если рассматривать всю ситуацию, то спрос очень умеренный. Суммарный показатель за прошлый год (потребительский спрос обычно считается суммарным оборотом розничной торговли, общественного питания и услуг населению) в годовом выражении «год к году» сократился на 4,1%. При этом основное снижение пришлось, наоборот, на розничную торговлю. Спрос упал на 6,7% по отношению к 2021 году. Общий оборот розничной торговли за год составил 42.512.000 руб. Из них 2,6 млрд руб.

Остальные компоненты потребительского спроса по итогам года подросли. Оборот общественного питания вырос на 4,7%, объем платных услуг населению увеличился на 3,2%. Мы видим продолжающийся тренд, хотя и замедляющийся (особенно по январю), на режим экономии. В январе экономить на продуктах продолжали 23—24% населения. До этого два года подряд это был каждый четвертый: мы видим некоторое сокращение на 1—2 процентных пункта.

Но всё равно практически четверть населения покупает реже, отказываются от определенных продуктов (примерно 16% опрошенных) и покупают продукты впрок, что тоже очень важно, 10%. Получается, что фактически половина всего респондентского пула (это данные «ИнФОМ» по заказу Центрального банка). Так или иначе, население соблюдает режим экономии в различных форматах.

Говорить о том, что идет резкое повышение потребительского спроса, сложно, потребление остается умеренным. Режим экономии пока сохраняется, но некоторые сдвижки были, декабрьская-январская статистика по отдельным торговым сетям была более-менее приличная, что связано с традиционным сезоном: предпраздничные и постпраздничные настроения людей, каникулы. Но это одна сторона медали.

Вторая сторона такова, что показатели крупных ритейлеров могут выйти в плюс и дают позитивную статистику. В этом нет особого противоречия, в декабре-январе действовал сезонный фактор. Если же брать годовые показатели, то прежде всего нужно обратить внимание на статистику посещений. Она достаточно лукава, и ее надо сопоставлять с динамикой среднего чека, которая пока отрицательная. Поэтому люди ходят в магазины чаще, а тратят каждый раз меньше. Естественно, идет прирост числа посещений.

Что касается того, как сети выходят в прибыль, в этом есть некая психологическая ловушка. Несмотря на режим экономии, оказывается, что в магазин люди ходят чаще и в итоге тратят достаточно — по крайней мере, немногим меньше, чем если бы они не включали видимый режим экономии. С одной стороны, люди говорят, что они экономят, а с другой стороны, реально получается, что это самообман.

Кроме того, надо смотреть внимательно на политику скидок, дисконтов и так далее. Федеральные сети имеют возможность работать со спросом, оценивать его по достаточно большому количеству регионов и городов. Они могут монетизировать свои маркетинговую стратегию, управляя политикой продаж на достаточно большом массиве данных. Это и скидочные истории, бонусы разного рода, привлечение клиентов в магазины и торговые центры. Это тоже входит в торговый оборот ритейлера. Этим могут пользоваться большие сети.

Плюс онлайн-продажи и доставки. Всё это трудно считать в посещаемости: понятно, что это не прибавляет численности присутствия, потому что она определяется по кассовому чеку, сколько у вас было пробито. Тем не менее, для оборота торговой розницы в данном конкретном торговом центре, в магазине или целой торговой сети это плюс. Онлайн-продажи очень часто по многим товарам опережают темп роста. Это началось в пандемию, но в 2022 году активно продолжилось.

Здесь вряд ли можно говорить о каком-то противоречии. Наоборот, это разные ипостаси одного большого сложного процесса, структурно неоднородного, как приспособление розничной торговли к новой ситуации адаптации.

Новости партнеров