Позитивные показатели спроса ритейлеров говорят о перераспределении долей розничного рынка
У меня нет иных
источников количественной информации о потреблении, кроме данных Росстата,
Nielsen и InfoLine. Первый ведёт детальный учёт потребления общероссийской
выборки домохозяйств, но публикует результаты с огромной задержкой и не
полностью. А другие дают схожие данные о сокращении физического объёма
потребления за прошлый год (продтовары 1-3%, непродтовары до 18%) при заметном
росте его денежного выражения (который равен ИПЦ, умноженному на показатель
роста физического объёма продаж).
Полагаю, и это
подтверждается в опросах и при анализе кассовых чеков, что большая часть людей
стали больше экономить на том, без чего можно обойтись, а без чего не обойтись,
стараются купить дешевле.
Если говорить о влиянии
санкций, то оно очень заметно в части тех непродтоваров, которые перестали
поставляться привычным образом, а пользование ими сильно зависит от поставщика (например, автомобили).
Значительно слабее эта
связь в отношении товаров без такой зависимости благодаря параллельному
импорту и занятию освободившихся ниш в производстве более простой продукции
российским бизнесом. В отношении продтоваров их влияние пока не заметно: на
полках импорт, кроме бананов и т.п., уже заменили.
Но по мере исчерпания
запасов импортных компонентов цепочек создания пищевых продуктов, в том числе
запчастей и оборудования, могут возникать новые сложности.
Что же касается Х5 и
других подобных ритейлеров, их показатели говорят лишь о перераспределении
долей розничного рынка. И надо помнить, что при триллионных оборотах их
рентабельность благодаря острой конкуренции в этой сфере редко превышает 2%
(у Х5 в предыдущем году была 0,5%). Производители и импортёры с такой низкой
рентабельностью не работают. Так что, сети, где они есть, для потребителей, как
правило, благо.