Прошедший 2022 год был негативный по потреблению
У ритейлера X5
результаты по спросу выше рынка, потому что в номинальном выражении
товарооборот вырос где-то на 8%, а у них получается на 18%, это заметно больше
рынка. По данным Росстата, рост был в номинальном выражении, но не такой
большой. Если смотреть с поправками на инфляцию, то, конечно, снижение
товарооборота, по данным Росстата, произошло почти на 7% в реальном выражении.
Судя по всему, просто X5 успешно реализовывала свою стратегию и, в принципе,
обогнала немного конкурентов. У других ритейлеров, видимо, результат будет
хуже.
В целом, именно прошлый
год был негативный по потреблению. Это связано не только и, может быть, даже не
столько со снижением доходов. Основа доходов, заработная плата, снизилась не
очень сильно в реальном выражении: Росстат показывает, что где-то около 1%
снижения. Получается, что ускоренное снижение шло за счет предпринимательского
дохода.
В реальном выражении
проседание, снижение в целом в районе 7% по рынку с поправкой на инфляцию. В
номинальном выражении рост примерно на 8%, а в реальном снижение примерно на 7%
из-за инфляции. Это объяснимо, ведь прошлый год был непростой.
То, что отдельные
компании (как ритейлер Х5) при этом показывают более хороший результат, — значит,
постарались и, видимо, обогнали конкурентов. Есть еще один фактор, почему
именно у X5 дела идут лучше. Ритейлер концентрируются на товарах повседневного
спроса, как их называют, а эти товары проседали слабее.
Большее проседание
произошло по товарам длительного пользования: автомобили, бытовая техника. Да,
по каким-то сегментам действительно были ограничения по импорту, в том числе по
импорту комплектующих; автопром пострадал от этого больше всех. Заводы готовы были производить и продавать, но стояли из-за нехватки комплектующих.
По ряду позиций товаров
длительного пользования в период коронавируса и непосредственно после него еще
с 2020 года был мощнейший всплеск продаж. Действовала такая модель: когда люди
были ограничены в передвижениях, они тратили отложенные деньги на покупку этих
товаров. Что называется, не поехал в Турцию, но купил новый холодильник,
телевизор или стиральную машину. Население закупилось; понятно, что есть некий
запас прочности, поэтому можно и снизить потребление по товарам не первой
необходимости.