ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Потребляем или сберегаем?
Потребляем или сберегаем?
Владимир Сальников
Владимир Сальников
15 февр. 2023

Прошедший 2022 год был негативный по потреблению

У ритейлера X5 результаты по спросу выше рынка, потому что в номинальном выражении товарооборот вырос где-то на 8%, а у них получается на 18%, это заметно больше рынка. По данным Росстата, рост был в номинальном выражении, но не такой большой. Если смотреть с поправками на инфляцию, то, конечно, снижение товарооборота, по данным Росстата, произошло почти на 7% в реальном выражении. Судя по всему, просто X5 успешно реализовывала свою стратегию и, в принципе, обогнала немного конкурентов. У других ритейлеров, видимо, результат будет хуже.

В целом, именно прошлый год был негативный по потреблению. Это связано не только и, может быть, даже не столько со снижением доходов. Основа доходов, заработная плата, снизилась не очень сильно в реальном выражении: Росстат показывает, что где-то около 1% снижения. Получается, что ускоренное снижение шло за счет предпринимательского дохода.

В реальном выражении проседание, снижение в целом в районе 7% по рынку с поправкой на инфляцию. В номинальном выражении рост примерно на 8%, а в реальном снижение примерно на 7% из-за инфляции. Это объяснимо, ведь прошлый год был непростой.

То, что отдельные компании (как ритейлер Х5) при этом показывают более хороший результат, — значит, постарались и, видимо, обогнали конкурентов. Есть еще один фактор, почему именно у X5 дела идут лучше. Ритейлер концентрируются на товарах повседневного спроса, как их называют, а эти товары проседали слабее.

Большее проседание произошло по товарам длительного пользования: автомобили, бытовая техника. Да, по каким-то сегментам действительно были ограничения по импорту, в том числе по импорту комплектующих; автопром пострадал от этого больше всех. Заводы готовы были производить и продавать, но стояли из-за нехватки комплектующих.

По ряду позиций товаров длительного пользования в период коронавируса и непосредственно после него еще с 2020 года был мощнейший всплеск продаж. Действовала такая модель: когда люди были ограничены в передвижениях, они тратили отложенные деньги на покупку этих товаров. Что называется, не поехал в Турцию, но купил новый холодильник, телевизор или стиральную машину. Население закупилось; понятно, что есть некий запас прочности, поэтому можно и снизить потребление по товарам не первой необходимости.

Новости партнеров