ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Учебник истории для русского Будущего
Учебник истории для русского Будущего
Юрий Никифоров
Юрий Никифоров
08 авг. 2023

При создании нового учебника истории переработка текста велась в интересах детей

Нужно ли обновлять учебник истории? Прежде всего, сразу отвечу недобросовестным критикам идеи «единого учебника»: его появление стало закономерным итогом многолетних усилий государства, прежде всего Министерства просвещения, по формированию единого образовательного пространства. В 2013 г. Президент России обратил внимание, что в списке рекомендованных к использованию в учебном процессе учебников и учебных пособий по истории – 65 названий. Это число, вроде бы, должно отражать существующий в стране «плюрализм мнений» по поводу истории – но как это соотносится с целями и задачами массового исторического образования, призванного сформировать единую систему представлений об истории у граждан всей нашей страны, всех ее регионов?

В основе лежит понимание, что везде в школах России к изучению курса истории должны сохраняться единые требования: не может быть такого, чтобы в Москве изучали историю с акцентом на политическую ее составляющую, а в Башкирии, например, – на экономическую, или на историю культуры. Или же чтобы в каком-то учебнике детям предлагался один перечень фамилий великих поэтов и писателей России, а в другом – другой.

Проблема решалась поэтапно: сначала была разработана Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, составной частью которой стал Историко-культурный стандарт – т.е. перечень всех событий, имен, дат и т.п., составляющих обязательное «ядро» любой учебной программы и любого учебника. С 2014 г. все учебники, которые не прошли проверку на соответствие ИКС, перестали попадать в перечень утвержденных (допущенных) в школу учебников. К 2022 г. в Федеральном перечне учебников осталось только три линейки (с 6 по 11 класс). Сейчас – следующий, логичный и закономерный  этап. Новый «единый учебник» должен включить все лучшее с точки зрения методических подходов к структуре и содержанию из ранее утвержденных «линеек».

Что касается включения в новый учебник раздела о самом последнем этапе истории – вплоть до начала СВО, то это решение авторского коллектива и Министерства просвещения полностью оправданно: странно считать, что о решениях Президента России или о содержании его официальных выступлений дети должны узнавать на каких-то дополнительных «внеурочных» занятиях. Или вообще что они должны сначала где-то «отлежаться», прежде чем о них можно будет рассказывать детям. Это абсурд.

Надо учитывать, что для детей, которые в этом году придут в 10-11 классы, события 2014 гг., включая предысторию СВО (карательные операции киевского режима против Донбасса, регулярные террористические атаки против Донецка и Луганска, усилия Российской дипломатии снизить накал гражданского противостояния в соседней стране и т.п.) не существуют как некий «актуальный» прожитый опыт, о котором они уже давно узнали из телевизора или ленты новостей. В 2014 эти дети только в школу пошли, были в начальной школе. Им об этих событиях надо рассказывать так, как о любом другом периоде истории.

Что касается изложения материала по другим периодам истории, в том числе оценки правления Сталина, Хрущева или Брежнева, то материал нового учебника отражает общепринятые подходы, выработанные десятилетиями – благодаря работе ведущих российских ученых-историков. При подготовке новых версий школьного учебника решается главным образом задача, как адаптировать достижения исторической науки для восприятия школьниками.

Сейчас при создании нового учебника переработка текста, конечно, велась в интересах детей – учебник должен быть более насыщен интересными материалами, чтобы не воспринимали историю как нечто скучное и не имеющее отношение к ним лично, чтобы дети захотели его читать. Общая установка связана со стремлением «вернуть» интерес к чтению КНИГИ по истории, где она представлена в систематическом изложении, а не к поиску тематических роликов в интернете.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров