При создании нового учебника истории переработка текста велась в интересах детей
Нужно ли обновлять учебник истории? Прежде
всего, сразу отвечу недобросовестным критикам идеи «единого учебника»: его
появление стало закономерным итогом многолетних усилий государства, прежде
всего Министерства просвещения, по формированию единого образовательного
пространства. В 2013 г. Президент России обратил внимание, что в списке
рекомендованных к использованию в учебном процессе учебников и учебных пособий
по истории – 65 названий. Это число, вроде бы, должно отражать существующий в
стране «плюрализм мнений» по поводу истории – но как это соотносится с целями и
задачами массового исторического образования, призванного сформировать единую
систему представлений об истории у граждан всей нашей страны, всех ее регионов?
В основе лежит понимание, что везде в
школах России к изучению курса истории должны сохраняться единые требования: не
может быть такого, чтобы в Москве изучали историю с акцентом на политическую ее
составляющую, а в Башкирии, например, – на экономическую, или на историю
культуры. Или же чтобы в каком-то учебнике детям предлагался один перечень
фамилий великих поэтов и писателей России, а в другом – другой.
Проблема решалась поэтапно: сначала
была разработана Концепция единого учебно-методического комплекса по
отечественной истории, составной частью которой стал Историко-культурный
стандарт – т.е. перечень всех событий, имен, дат и т.п., составляющих
обязательное «ядро» любой учебной программы и любого учебника. С 2014 г. все
учебники, которые не прошли проверку на соответствие ИКС, перестали попадать в
перечень утвержденных (допущенных) в школу учебников. К 2022 г. в Федеральном
перечне учебников осталось только три линейки (с 6 по 11 класс). Сейчас –
следующий, логичный и закономерный этап.
Новый «единый учебник» должен включить все лучшее с точки зрения методических
подходов к структуре и содержанию из ранее утвержденных «линеек».
Что касается включения в новый
учебник раздела о самом последнем этапе истории – вплоть до начала СВО, то это
решение авторского коллектива и Министерства просвещения полностью оправданно:
странно считать, что о решениях Президента России или о содержании его
официальных выступлений дети должны узнавать на каких-то дополнительных
«внеурочных» занятиях. Или вообще что они должны сначала где-то «отлежаться»,
прежде чем о них можно будет рассказывать детям. Это абсурд.
Надо учитывать, что для детей,
которые в этом году придут в 10-11 классы, события 2014 гг., включая
предысторию СВО (карательные операции киевского режима против Донбасса,
регулярные террористические атаки против Донецка и Луганска, усилия Российской
дипломатии снизить накал гражданского противостояния в соседней стране и т.п.)
не существуют как некий «актуальный» прожитый опыт, о котором они уже давно
узнали из телевизора или ленты новостей. В 2014 эти дети только в школу пошли,
были в начальной школе. Им об этих событиях надо рассказывать так, как о любом
другом периоде истории.
Что касается изложения материала по
другим периодам истории, в том числе оценки правления Сталина, Хрущева или
Брежнева, то материал нового учебника отражает общепринятые подходы,
выработанные десятилетиями – благодаря работе ведущих российских
ученых-историков. При подготовке новых версий школьного учебника решается главным
образом задача, как адаптировать достижения исторической науки для восприятия
школьниками.
Сейчас при создании нового учебника
переработка текста, конечно, велась в интересах детей – учебник должен быть
более насыщен интересными материалами, чтобы не воспринимали историю как нечто
скучное и не имеющее отношение к ним лично, чтобы дети захотели его читать.
Общая установка связана со стремлением «вернуть» интерес к чтению КНИГИ по
истории, где она представлена в систематическом изложении, а не к поиску
тематических роликов в интернете.