Обновление учебников истории назрело достаточно давно
Обновление учебников истории
действительно назрело и уже достаточно давно. Во-первых, в исторической науке
за последние двадцать лет появилось множество научных статей, книг и авторов,
которые занимаются глубоким исследованием национальной и международной истории,
культуры и крупных исторических эпох, подвергают пересмотру некоторые позиции,
которые ранее казались незыблемыми.
Благодаря научному сообществу
постепенно менялись и подходы к восприятию тех или иных событий и периодов:
например, более комплексным стал взгляд на период Великой Отечественной войны,
который сегодня воспринимается молодыми поколениями не только через призму
сухих фактов, дат и карт сражений, но и через погружение в социально-культурный
контекст того времени, изучение подобных важных исторических событий через опыт
обычных людей.
Стало появляться больше книг,
посвященных изучению переходного периода 1990-ых, разным российским регионами,
социальным процессам и т.д. Немалую роль во всём этом сыграли современные
медиа, благодаря которым зачастую хорошо структурированная и интересно
оформленная информация об истории России и мира в целом стала доступна каждому.
Это говорит о том, что российское
общество стало больше внимания и интереса уделять комплексному, глубокому и во
многом рациональному пониманию истории, в котором любые детали имеют значение.
В конечном счете всё это привело к необходимости провести “реформу” учебников
истории.
Во-вторых, изменилось не только
отношение к истории, но и восприятие своей страны и мира, в котором мы живем.
Если в 1990-2000-е гг. и общество, и политические элиты ощущали необходимость
встроиться в процессы глобализации и небезосновательно видели в этом благо для
страны, то начиная как минимум с 2014 г. мы оказались в ситуации стремительно
накапливающегося разочарования в тех идеях, ценностях и взглядах, которые были
наиболее сильны в конце XX в. и были выстроены вокруг надежды на мир, где будут
в первую очередь важны взаимоуважительные, бесконфликтные отношения между
странами.
Процесс глобализации не привел к
возникновению единой, пространственно однородной глобальной культуры и системы
ценностей, обеспечивающий мир во всем мире. В этой связи мы наблюдаем усиление
значимости национального культурно-исторического контекста и для общества, и
для государственных институтов. Иначе говоря, сменилась парадигма восприятия:
а) истории, которая традиционно занимает важное место в нашем национальном
самосознании; б) современности, в которой мы находимся и стараемся занимать
проактивную позицию; в) будущего, которое мы хотим строить исходя из своих
собственных, а не предлагаемых или навязываемых извне интересов.
В конечном счете это не могло не
отразиться на том, как мы сегодня смотрим на исторический процесс и каким образом
мы хотим и можем транслировать этот взгляд молодым поколениям. Ключевая
особенность новой парадигмы восприятия национального культурно-исторического
контекста заключается в том, что она существенно расширяет наше понимание того,
что есть страна и общество, к которым им имеем непосредственное отношение, и
что есть мир, который оказался намного сложнее, противоречивее и разнообразнее,
чем мы представляли, казалось бы, ещё совсем недавно. Это тот фундамент,
который необходим для трезвого и разностороннего диалога внутри любого
общества.