ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Учебник истории для русского Будущего
Автор: Борис Межуев, главный редактор сайта PublicO

Учебник истории для русского Будущего

С 1 сентября учащиеся старших классов российских средних школ будут учиться по новым учебникам истории. В этих учебниках будет рассказываться в том числе о событиях самых последних дней, тех событиях, которые еще не завершились и продолжаются на наших глазах: конфликте на Украине и противостоянии с Западом, НАТО и США. Очевидно, что от того, как закончатся эти события, будет меняться и нарратив их описания и осмысления. Существует поэтому большая вероятность, что вне зависимости от исхода СВО, рассказ о ней в бущуих учебниках придется изменить.

Допустим, по итогам СВО, Украина как единое целостное государство перестанет существовать, и российские войска, приветствуемые местными жителями, победоносно войдут в Киев. Новый лидер Украины подпишет новую Переяславскую раду, и два братских народа наконец воссоединятся назло коллективному Западу. Очевидно, что из нынешних учебников истории придется в этом случае изъять фразу (а она там содержится, судя по доступной нам информации),  что цель войны состояла только в защите Донбасса. А добавить в этом случае придется многое.

Можно предположить и другой вариант исхода этих событий - в ходе СВО выяснится, что Китай совсем не стопроцентный друг России, что его представители за нашей спиной договариваются с нашими противниками. Что процесс, начатый встречей в Джидде, развивается дальше, и финал СВО окажется определен совместным дипломатическим давлением Запада и  руководимого Китаем «глобального Юга». Иными словами Россию вынудят на не очень почетные для нее условия мирного соглашения. 

Возникает вопрос, не приведет ли это к некоторой корректировке оценок поведения Запада после Холодной войны? Нет, не в смысле нового западоцентризма, но в духе политического реализма («нет постоянных врагов и друзей, а есть постоянные интересы»), или же в духе изоляционизма («единственные союзники России — это ее армия и флот»). Кстати, отметим, что именно тот человек, кто произнес слова о «единственных союзниках», заключил самый крепкий и самый роковой военный союз в истории — союз с республиканской Францией, который, спустя некоторое время привел Россию к Первой мировой войне. Политические конъюнктуры предельно неустойчивы, враги и друзья часто меняются местами, появляются прагматические союзы, которые потом оказываются удивительно надежными (ну кто бы в 1990-е мог даже допустить, что нашим главным партнером кажется Турция?), а это в свою очередь задает не только конкретные оценки конкретных событий, но и всю философию истории.

Что в том описании ситуации, которую мы переживаем сейчас, сохранится в неприкосновенности для наших внуков? Что останется фактом Большой истории подобно нашим оценкам Ледового побоища, Куликовской битвы, Отечественной войны 1812 года и Великой Победы?

Откуда вообще берется устойчивость в нашем восприятии национальной истории, когда меняются «знаки и «заглавья», уходят одни правители, приходят новые, происходит ротация в том числе и тех, кто пишет официальную историю?

Думаю, что в нашей истории — дореволюционной, советский и постсоветской — было два устойчивых тренда. Уверен, они сохранятся и в любой новой исторической ситуации, какой бы она ни была.

Первый из них - это позитивное восприятие укрепления российской государственности: то есть доброе отношение к подъему Московского царства, преодолению Смуты, петровским преобразованиям, екатерининским завоеваниям и, наконец, победе над Наполеоном. Это такой государственнический канон русского национального самосознания.

Второй тренд — это столь же позитивное отношение к тем процессам, которые постепенно привели к отмене крепостного права и в целом расширению пространства личной свободы. Это либеральный канон русского национального самосознания. Соединение этих двух канонов воедино — заслуга русской государственной исторической школы с ее главным корифеем и классиком — Сергеем Михайловичем Соловьевым, учениками и последователями которого в той или иной степени были практически все авторы учебников нашей истории и всех основных курсов нашей государственности: и ультра-консерватор Дмитрий Иловайский, и либерал Василий Ключевский, и даже в какой-то степени марксист Михаил Покровский.

Между тем, соотношение этих двух канонов — отнюдь не предопределено. Если бы историю России сегодня писали публицисты типа Александра Янова, они бы оставили только либеральную составляющую и выбросили бы государственническую. Петр Великий был бы представлен безумным деспотом, развязавшим никому не нужную войну со Швецией, а движение России на Балканы напрасной тратой людских ресурсов. Если бы писали государственники в духе Константина Малофеева, то в учебниках развенчивались бы либеральные иллюзии русских царей, надеявшихся на дружбу с инославной Европой. Если бы писали евразийцы, то едва ли акцент был бы сделан на Куликовской битве, а если бы писали последовательные западники, Ледовое побоище и тем более Невская битва рассматривались бы как проходные, малозначимые события на фоне монгольского нашествия. Ну примерно как мы сегодня видим сражение на озере Хасан и на реке Халкин-гол на фоне Великой Отечественной войны - как пограничные стычки с периферийным противником, успешное разрешение которых привело к тому, что этот периферийный противник не стал основным.

Иными словами, государственная историческая школа и ее выводы уязвимы перед лицом многих альтернативных концепций. И тем не менее мне представляется, что и в XXI веке именно государственная историческая школа, школа Кавелина, Соловьева, Чичерина будет по-прежнему являться основной, с теми или иными важными корректировками. Эта есть наша базовая философия истории, которую не смог победить даже марксизм-ленинизм, который все равно вернулся к той же исторической концепции после всех рассуждений 1920-х годов о реакционной сущности российской государственности. В итоге, все равно правители и вслед за ними историки пришли к тому, что Суворов — это положительный герой и великий полководец, что Полтавская битва — это нужная России победа, и на Балканах империя Романовых играла исторически прогрессивную роль.

Как же в этом случае наши внуки будут судить о СВО? Если эта операция окончится в той или иной степени неудачей, то есть невыгодной ничьей, думаю, они будут смотреть на нее, как смотрел советский школьник на Крымскую войну: кстати, прочитав все учебники истории еще в начальной школе, я долго не мог понять, чем она закончилась: тот факт, что это было поражение, хотя и не катастрофическое, не выпячивался. Учителя будут говорить, что это была война благородная по целям, но неудачная по осуществлению, и вот этот неудачный расчет привел к тому, что мы оказались один на один со всей Европой.

Но если все завершится нашей грандиозной победой, и Украина, как пишет один российский государственный деятель, «приползет к нам на коленях», то, думаю, прообразом этой войны станут русско-турецкие войны Екатерины II, утвердившие господство России на Черном море. Оценки, как мы и предполагаем, станут еще более восторженными, а все неудачи будут показаны временными трудностями, преодоленными мудрыми государственными деятелями и талантливыми военачальниками.

Однако важно другое. Первое — чтобы ни было написано сегодня о СВО в нынешних учебниках, это все обязательно будет переписано после того, как станет ясно, к чему СВО привела. Второе — государственническая концепция все равно останется как базовая концепция русской национальной истории. В любом случае мы не будем считать удачную войну «преступлением», а в поражении видеть «зарю освобождения». Как ни старались большевики, о даже Первую мировую советский школьник воспринимал как неудачную войну с реальным противником, а не как преступление царского режима против народов Европы. Но, думаю, наши внуки также не будут называть «свободой» рабство, крепостную зависимость важным и необходимым элементом «тяглового устройства», а неограниченное самодержавие лучшей из всех форм правления. Не сочтем мы период запретов временем нормализации, а либеральные послабления — национальным бедствием. Думаю, наследие С.М. Соловьева и созданный им канон нашего национального самосознания окажется очень прочным и переживет любую конъюнктуру.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров