Проблемы с урожаем возможны уже в следующем году, а не в этом
Рост цен на моторное топливо повлияет на рост цен на продовольствие. Существуют оценки, что в себестоимости продовольствия моторное топливо занимает что-то в районе 5%, но могут сделать надбавку и на 10%, и на 15%, используя подобный предлог.
Судя по той ситуации, которая складывается в Краснодарском крае с отсутствием моторного топлива на заправках, Россельхоз уже этим сильно заботился. Но возможны проблемы с урожаем уже в следующем году, а не в этом.
Аграрии страдают и от проблем со сбытом продукции (это пшеница, в основном, зерновые), а поскольку у них нет достаточного прихода выручки и нет моторного топлива, могут возникнуть проблемы с посевной компанией, — озимые и тому подобное.
Проблемы с топливом же связаны со многими параметрам. Сейчас растут цены на дизтопливо в мире, причём причина весьма прозаичная. Например, в тех же США новые нефтеперерабатывающие мощности не строились с сначала 1980-х гг. из-за непонятного экологического и теперь уже климатического регулирования. Мощности только выводились из строя и существующие модернизировались, поэтому в США реальная проблема с дизельным топливом и ценами на него.
С другой стороны, в России сейчас на техобслуживание выведено порядка 30—35% мощностей на нефтеперерабатывающих заводах, к тому же сейчас очень привлекательные экспортные цены. Именно поэтому правительство (хотя о проблеме знали уже давно) озаботилось тем, что внутренний рынок должен стать более привлекательным, чем внешний.
Такое стечение факторов оказало мощное давление как на наличие топлива, так и на его стоимость. Но не стоит забывать, что в российском топливе около 60% — это налоги и прочие подобные сборы. Поэтому чем выше цены на топливо, тем лучше бюджету, как, впрочем, и чем ниже рубль, тем лучше бюджету, а с бюджетом у нас есть проблемы.