О новом урожае, дефиците ГСМ и экспорте агропродукции сегодня на «Правительственном часе» в Госдуме рассказал министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев. Накануне в инфопространстве прогремели две новости – хорошая и плохая. Начнем с хорошей. ВРИО главы Федеральной таможенной службы Р. Давыдов в интервью РИА сообщил, что экспорт продовольствия (львиная доля за зерновыми) становится главной статьей доходов бюджета РФ после нефти и газа.
Плохая же новость повествует о том, что на зерновом рынке России – обвал цен, вызванный большими переходящими запасами и экспортной пошлиной, которая зависит от валютного курса. Так, цены на пшеницу упали в разных регионах от 1 до 10%. Как итог - рентабельность сельхозпроизводства в стране снижается. И есть серьезные опасения, что прогноз Минсельхоза по этой позиции в 16% не оправдается.
Получается, что, с одной стороны, мы имеем хороший урожай двух последних лет и увеличение экспорта, а с другой – переизбыток зерна на рынке, снижение закупочной цены и высокие пошлины. Если ко всему этому добавить еще рост цен на топливо, то складывается весьма сложная для аграриев картина. На её фоне в Госдуму был приглашен министр сельского хозяйства Д. Патрушев.
Судя по заявлениям депутатов, которые были сделаны перед началом «Правительственного часа», они исходили из того, что со своей стороны делают всё возможное для поддержания отрасли. В частности, замглавы думской фракции ЕР А. Исаев отметил, что только за минувшую весеннюю сессию было принято 17 законов, касающихся сельского хозяйства. На грядущую осеннюю к рассмотрению подготовлено еще 12 законопроектов. Да, есть очевидные положительные результаты. Но есть и проблемы.
Так, рост цен на ГСМ в августе составил 13% к тому же периоду прошлого года. Цена дизельного топлива обновила рекорд, достигнув отметки более 73 тыс руб за тонну. И даже при этих ценах солярки на заправках нет. Например, в Ростовской области при суточной потребности в 350 тонн в конце августа отгружали только 27.
Конечно, нужно учитывать, что дефицит дизтоплива наблюдается во всём мире. И повсюду фиксируется рост его цены. Однако, что касается углеводородов, РФ в минимальной степени зависит от импортных поставок. Мы - экспортеры, и при надлежащей организации ничто не должно мешать обеспечить собственные потребности.
Чем же тогда можно объяснить нехватку ГСМ и рост цен? Как раз тем, что топливо уходит за рубеж. Цена там выше, а значит выше и прибыль нефтяников. Правительство уже работает над решением проблемы и предлагает, в частности, ввести заградительную экспортную пошлину в размере 250 дол. При этом власти готовы возместить её тем компаниям, которые обеспечат необходимые поставки нефтепродуктов на внутренний рынок и на биржу.
Об этом как раз и доложил депутатам Д. Патрушев. По его словам, проводится ежедневный мониторинг ситуации с ГСМ. Координируется работа с ведомствами. Обстановка улучшается, хотя и вызывает озабоченность. Подводя итоги минувшего года, министр сообщил, что выполнены планы по всем четырем целям госпрограммы, в числе которых зарплаты аграриев и экспорт продукции. Индекс импортозамещения (отношение роста производства своей продукции и роста импорта) – 16,9%. Хотя, в семенном фонде и в птицеводстве сохраняется зависимость от импорта. В текущем году тоже всё идет, как планировалось. Урожаи достойные, удобрения и техника (в основном, российская и белорусская) поставляется, отечественный рынок обеспечивается необходимой продовольственной продукцией.
Депутаты слушали с удовольствием. Благодарили министра и высоко оценили работу Министерства. Импонировал им характер доклада, равно как и обещания решить проблемы со стоимостью кредитов (оборотных средств аграрием зачастую не хватает), с топливом и с розничными ценами на продовольствие, которые от крестьян почти не зависят (повышают их торговые сети).
Изображение GigaChat
Тем не менее, острой дискуссии избежать не удалось. Она развернулась, когда на вопросы стал отвечать уже не аграрный министр, а молодой заместитель министра энергетики Павел Сорокин. Обращаясь к нему, Председатель Госдумы В. Володин вопрошал:
«Почему правительство не выполняет распоряжение Президента? Сельскому хозяйству нужно чуть больше трех процентов от всего дизеля страны. Почему не обеспечиваете их потребности, а гоните топливо на экспорт? Когда поменяется цена?»
Павел Сорокин сохранял спокойствие и объяснял, что причиной роста цен на ГСМ стала девальвация рубля. Что топливо - это экспортная статья. Даже при том, что объемы производства солярки больше, чем в прошлом году, её не хватает. Виной тому так называемой «серый» экспорт, когда товар покупается на внутреннем рынке и вывозится за рубеж. Сорокин заверил, что правительством будут предприняты радикальные шаги (но какие, не сказал), что проблема наличия дизеля практически решена, и что снижение цены - это тоже вопрос нескольких дней.
Депутатов это, в целом, успокоило. Был, правда, задан еще один вопрос по ценам на продовольствие, которые будут расти в связи с ценами на топливо. Осознаёт ли правительство ответственность? Сорокин же еще раз заверил, что правительство ответственность осознаёт и решает проблему. Содержательно-показательная часть дискуссии на этом завершилась.
А на нашем сайте она продолжается. О том, повлияет ли дефицит дизтоплива на цены на продовольствие – рассуждают сегодня приглашенные эксперты. Читайте их мнение на Publico.ru