Публично заявленная Китаем концепция урегулирования станет работать на изменение международной обстановки
Визит в Россию лидера
КНР Си Цзиньпина нацелен на 4 направления, по каждому из которых ожидается
продвижение: (1) миропорядок, (2) военный конфликт в Украине, (3) стратегия
партнёрства с РФ и (4) экономические проекты.
В обстановке нарастающего
системного конфликта между «атлантической коалицией», возглавляемой США, и
Россией в мире возник запрос на лидерство в формировании коалиции «третьей
силы». Китай предложил своё лидерство и
уверенно набирает очки. В статье, опубликованной накануне визита, Си Цзиньпин
ясно обозначает прямой вызов претензии США на глобальную гегемонию:
«Международное
сообщество отдает себе ясный отчет в том, что ни одна страна в мире не
превосходит все остальные. Не бывает универсальной модели государственного управления, и не существует миропорядка, где решающее слово принадлежит отдельной стране».
Пекин отвергает раздел мира на «демократии и
автократии» и от имени «международного сообщества» стремится осадить самопровозглашённого
«гегемона». В качестве альтернативы китайский лидер продвигает «ООНоцентричную
международную систему и миропорядок, основанный на международном праве». Вокруг
пекинской платформы «нового справедливого миропорядка» (НСМ) уже идёт
постепенное сплочение «глобального Юга».
Важным практическим
тестом для НСМ станет, похоже, миротворчество Китая в российско-украинском
военном конфликте. В дополнение к меморандуму из 12 пунктов о целях и принципах, опубликованному в
феврале, Китай готовится предложить международный переговорный формат и, возможно,
более конкретную повестку мирных переговоров. Можно ожидать, что публично это
будет сделано после детального разговора Си Цзиньпина с Владимиром Путиным и
последующей беседы по видеосвязи с Владимиром Зеленским.
Немедленного старта
переговоров, конечно, не будет. Но публично заявленная Китаем концепция
урегулирования станет работать на изменение международной обстановки сама по
себе.
Важно, что и США, и
Евросоюз, и Киев получат стимул поторопиться с переключением на дипломатию,
наблюдая за дальнейшей консолидацией «всеобъемлющего стратегического
партнёрства» между Китаем и Россией.
Этому партнёрству пора
придать системность, плановость, проектную и финансовую базу. Вполне очевидно,
что Россия должна будет в исторически короткий срок переместить свои
энергетические, сырьевые и товарные потоки в северном, южном и восточном
направлениях. Предстоит создать новую инфраструктурную сеть, технологическую и
промышленную базу.
Справиться с этой титанической задачей можно только в деятельном, практическом партнёрстве с китайским
геополитическим союзником. Нет иных вариантов. Как и времени на бесконечные
совещания. Нужны крупные инвестпроекты, особые экономические зоны, концессии и
иные известные инструменты, доказавшие свою эффективность на китайском опыте последних
30 лет.
Почему их нет даже
сейчас?
Москва так и не
избавилась от мутных, искусственно нагнетаемых страхов по поводу попадания под
«китайское иго». Бог не выдаст, дракон не съест. Надо ставить свои условия,
создавать выгодные стратегические проекты и управлять ими с постоянным учётом
собственных интересов. И долой уже эту чёртову «раскачку».