Рано или поздно нам придётся сменить богословие Вараввы на богословие Христа
У меня есть очень большое
сомнение, что правильно и возможно давать оценку каким-то событиям, находясь в
состоянии глобальных перемен, будучи запертым внутри этой ситуации. Для себя я
решил, что всё происходящее с нами — хороший повод обратиться к примерам уже
состоявшимся, значительным и вечным.
Если рассматривать
ситуацию с релокантами и конкретно Еленой Исинбаевой, то первое, что мне
приходит на ум — история с Игнатием Лойолой, основателем Ордена иезуитов.
Лойола изначально был
рыцарем, стопроцентный испанский кабальеро, баск со взрывным характером. Но его
биография, в итоге вошедшая в канон мировой истории, началась с неудачного
военного подвига.
Во время Итальянской
войны 1521—1526 Испания воевала с Францией. Лойола был в составе офицеров,
находившихся в крепости Памплоне. В город вошли французские войска и предложили
сдаться защитникам крепости. Командование колебалось и именно Лойола выступил
перед товарищами по оружию с речью в стиле «Донбасс никто не сможет поставить
на колени», после чего испанцы, верные королю, решили сопротивляться.
Французы расстреляли их
из пушек, крепость пала, Лойола получил страшное ранение ядром в ноги. Он ждал
смерти, но французы оказали ему первую помощь, отправили домой, где он год
восстанавливался, и как раз во время этого восстановления пережил духовное
обращение.
Лойола открыл для себя
Христа и решил, что должен посвятить свою жизнь служению Господу.
Интересно, что во-первых,
это преображение Лойолы не вызвало ни у кого из его ближних ощущения
дезертирства — кадровый военный с опытом участия в боевых действиях не вернулся
в строй, хотя война продолжалась. Во-вторых, когда Лойола столкнулся с тем, что
ему не хватает богословских и философских знаний, чтобы вести проповедь и
возрастать на своём пути служения Христу, он отправился учиться в Париж! Без
всякой нотки ненависти к французам. Пересёк воюющую границу и на 6 лет осел в
Париже.
Получив доктора
богословия, он релокантом возвращается домой и начинает развивать Орден
иезуитов, который в конечном итоге становится буквально планетарной
организацией. На счету Ордена множество достижений в сфере образования,
миротворческой деятельности, научных открытий…
И никогда даже от
критиков Игнатия Лойолы не звучали упрёки в дезертирстве или недостатке
патриотизма в его адрес. Потому что Лойола точно так же, как и его французские
военные оппоненты, принадлежал к единому религиозному и культурному
христианскому миру, который отличался наличием универсальных верований, понятий
и культурных процессов.
Внутри этого
христианского католического универсума страны могли спорить между собой за
территории, по причине оскорблённой гордости, экономических интересов… Но
никому в голову не приходило переводить эти конфликты на уровень противостояния
«или мы, или они».
Что-то подобное
происходит у нас и сегодня.
Не так давно омбудсмен
Татьяна Москалькова признала, что происходит созидательная работа с украинскими
чиновниками по теме защиты и возвращения домой украинских детей и пленных.
Периодически мы слышим какие-то примеры конструктивного сотрудничества из
экономического блока. Если посмотреть, научные связи, образовательные проекты
так или иначе продолжают существовать и функционировать внутри общего
европейского универсума.
Но при этом христианской
риторики и видения происходящего на публичном уровне у нас, к сожалению, нет.
То, что мы видим сегодня внутри России, это не богословие Христа, а богословие
Вараввы.
Если вспомнить
евангельские события, когда Пилат спросил у толпы в Иерусалиме, кого им
отпустить Иисуса или Варавву, они закричали: отдай нам Варавву.
Варавва был разбойник, но
на самом деле современные историки и богословы приходят к выводу, что, скорее
всего, Варавва был разбойником не в прямом смысле, а был он как раз радикальным
израильским ультра-патриотом, который воевал с римлянами всеми возможными способами,
в том числе в ущерб здоровью и безопасности собственных граждан.
Иисус умер на кресте
вместо Вараввы и вышел за пределы прямого противостояния Израиля и Рима. И это
очень важный штрих истории и биографии Христа.
Если же говорить про
Елену Исинбаеву, которая живёт сегодня на родине Игнатия Лойолы, то надо
заметить, что, если бы мы нашли в себе высокое христианское измерение (даже не
в сентиментальном контексте, а в мировоззренческом), то, конечно, спокойно
восприняли бы заявления о том, что она «человек мира».
Когда кто-то говорит, что
он «человек мира», то это с одной стороны можно воспринимать как то, что он
себя ассоциирует с миром как с планетой, на которой он живёт, так и с миром как
процессом примирения, к которому он стремится.
По-хорошему, конечно,
Исинбаеву можно было бы использовать: её опыт, знакомства в чиновнической среде
в интересах России.
Мы знаем, что есть
миротворческие процессы, которые инициирует Ватикан и которые находят тоже не
публичную и, может быть, не очень горячую, но последовательную поддержку внутри
России. С кардиналом миротворцем от Ватикана Маттео Дзуппи встретился Патриарх,
представители администрации президента. Есть позиция и Татьяны Москальковой: мы
готовы вернуть на родину украинских детей, у которых есть родители. Ватикан
тоже занимается этими вопросами. Все это могло бы получить и
гуманитарно-светское развитие.
Та же самая Исинбаева
могла бы войти в комиссию от России при Ватикане, куда можно было бы позвать
условную Пугачёву, Гребенщикова и начать налаживать культурные связи, вести
гуманитарные действия. Это обозначило бы, что мы до сих пор находимся внутри
такого общегуманитарного, общехристианского универсума. Но, к сожалению, сейчас
этого не звучит в публичной риторике.
Если продолжать линию с
библейскими сравнениями, на ум приходит известная история с царем Соломоном, к
которому пришли две женщины, спорившие, кому из них принадлежит младенец.
Соломон приказал разрубить младенца на две части. После этого одна женщина
сказала: пусть ребёнок останется в живых, отдайте его моей сопернице; вторая
сказала: рубите. Именно по позиции этих двух женщин Соломон понял, что та,
которая готова пожертвовать ребёнка своей сопернице, и является его настоящей
матерью, потому что для неё важнее сохранить жизнь своего чада, чем статус
материнства.
Эта библейская интонация
получает развитие и в проповеди Христа, когда он говорит: кто из вас, если ваш
сын попросит у вас рыбу, положит ему в ладонь камень? Это монотеистическая
позиция, это позиция Откровения, которое было дооформлено внутри христианства.
Такой подход мало свойственен язычеству. Язычеству свойственна позиция: я тебя
породил, я тебя и убью.
Интересно, что
современная публичная риторика России как раз больше соответствует той женщине,
которая хотела разрубить младенца, а вовсе не родной матери в конфликте за
принадлежность ей тех или иных детей и жизней. Мы периодически слышим, что либо
это будет принадлежать нам, либо это не будет принадлежать никому.
Либо наша спортсменка
будет отвечать всем нашим интересам, либо она нам никто, и значит, мы можем
делать с ней всё, что угодно.
Мне кажется, что рано или
поздно нам придётся возвращаться в пространство как раз такого христианского
универсума, одним из примеров которого был опыт жизни Игнатия Лойолы.