Реальностью делается ситуация дикого помещика Салтыкова-Щедрина
Государственная
защитная мера - введение статуса иноагента - направленная против юридического
или физического лица, выполняющего заказ организации или лица враждебного государства
с целью нанесения вреда нашему обществу или государству, сама по себе
справедлива.
Однако выдавать в
своих интересах философское исследование или критику отечественной реальности
за «вражеские происки» в последнее время стало любимым занятием у националистов
и церковников, такие проверки инициирующих. При этом прикрываются они
украденным у истории и испачканным их грязными руками именем «Русского мира».
Впрочем, более чем кричать о себе как о «патриотах», а своих оппонентов
клеймить «русофобами», им содержательно сказать нечего. Тяготеет мечта —
поставить во главе страны «николая палкина», за которым во всем беспрекословно
будет следовать придуманный ими «народ-бурундук».
Традиция, которую бурундуководы желают укоренить в
современной России
Не погружаясь в глубь
веков, когда за ересь сажали на кол, начну с Екатерины II, заклеймившей Радищева
«бунтовщиком хуже Пугачева». В ХIХ веке традицию продолжил Николай I,
объявивший Чаадаева сумасшедшим за его суждение о России.
Не отстала от
национального тренда в своих усилиях усмирить непокорного графа и русская
православная церковь, отлучившая от церкви Льва Толстого за его
самостояние и непротивление злу силой. Проще всех и сразу обо всех
«высоколобых» махнул дланью вождь Октября знаменитым — «Интеллигенция — не мозг
нации, а г…но». Традицию подхватил «отец народов» расстрельными процессами
против «народных врагов» с их общей основой — реальным или подразумеваемым
свободомыслием. Послесталинская «гуманная» власть «всего лишь» сажала за
инакомыслие в психушки, лагеря, отправляла в ссылки.
Назначение философии и философа в России в связи с
законом об иноагентах
Наряду с пониманием — универсальным назначением философии — в России перед социальной философией стоит задача раскрывать то, что именуется правдой. Правда-истина должна быть адекватна реальности, но она всегда субъективна и иной быть не может. А это означает необходимость диалога. Однако при слабости в стране гражданского общества на монопольное обладание правдой нередко претендует исключительно власть. Поэтому пытающийся анализировать правду философ вступает на конкурентное поле. На что он может надеяться? Исключительно на мудрость и ответственность власти — знать не только то, что ей хотелось бы знать, а и то, что считают правдой философы. Отстаивая свою правду, а не беря за горло, как желают «патриоты».
В законе об
иноагентах говорится, что основанием для присуждения статуса является
политическая деятельность, которая в области науки и культуры не считается
таковой, если «не противоречит национальным интересам Российской Федерации,
основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям,
защищаемым Конституцией Российской Федерации» (Часть 4, статьи 4 Федерального
закона от 14 июля 2022 г. №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся
под иностранным влиянием», вступившем в силу 1 декабря с. г.) А это, как
полагаю, должно означать, что на орган, назначающий статус иноагента,
налагается обязанность доказательства вменения потенциальному иноагенту факта ущемления
национальных интересов России, противоречий основам ее публичного правопорядка
и пр. Делаться это должно индивидуально и публично, ставя во главу угла права и
свободы, честь и достоинство каждого гражданина, как это и декларировано
Конституцией.
О Рубене Апресяне* и законе конкретно
Как сообщается на
сайте, упоминаемом Publico, заявитель Виталий
Бородин в своем обращении в Генпрокуратуру написал: «Философ Рубен Апресян
(включен в реестр физлиц, выполняющих функции иностранного агента, по решению
Минюста России от 9.12.2022), на протяжении нескольких лет получал
финансирование из-за рубежа — через иностранный фонд … в виде грантов на научную
и просветительскую работу».
Утверждение ни на чем
не основанное и потому лживое. В отличие от В. Бородина, я работаю вместе с
Рубеном не один десяток лет и о его возможном участии в такого рода грантах был
бы осведомлен. К тому же, «сигнал» составлен заведомо мошеннически: что значит
«несколько» лет — три, пять, десять?
И как быть с
философией вообще, большая часть проблематики которой не включается в
российский содержательный контекст, но выходит за него, с необходимостью
предполагает диалоги и контакты, в которых всегда можно заподозрить
«иностранное влияние».
Теперь о законе,
составленном в июле и вступившем в силу в декабре нынешнего года. Не
задумывались ли авторы и правоприменители, что еще год-два назад участие в
международных проектах, в научных мероприятиях, в том числе в грантах, равно
как и публикации в иностранных журналах, считалось в Академии наук и в
Министерстве образования и науки не только не порицаемым, но престижным и
поощряемым? Причем, на уровне научных отчетов за финансируемые из бюджета государственные
задания. В ходу были (и все еще есть) разного рода индексы цитируемости
отечественных авторов — не только российские, но и иностранные. Можно ли было
предвидеть, что «участие» и «сотрудничество» будет не только не
приветствоваться, но, напротив, считаться основанием для публичной моральной и
политической дискредитации, сродни «гражданской казни» позапрошлого века? Это
каким «верноподданным» нужно было быть, чтобы не оказаться
«карасем-идеалистом»? И как вообще быть с элементарной юридической нормой об
отсутствии у закона обратной силы?
В растерянность
повергают такого рода решения. Реальностью делается ситуация дикого помещика
Салтыкова-Щедрина: вышел обросший волосом помещик в запущенный сад, нашел
обрывок газеты «Ведомости» и прочитал: «Старайся».
*Рубен Апресян включён в реестр физлиц,
выполняющих функции иностранного агента, по решению Минюста России от
9.12.2022.