Решения, которые были выработаны в рамках Болонской системы, надо сохранить
Решения, которые были выработаны в рамках Болонской системы, надо сохранить
Те решения, которые были выработаны в рамках Болонской системы, я считаю, сохранять надо. Россия довольно серьезно продвигалась по этому пути, и в каких-то направлениях я даже вижу некоторое опережение. В чем суть Болонской системы? Конечно, в академической мобильности для преподавателей и для студентов при условии признания и подтверждения качества образовательных программ отдельных университетов, дисциплин преподавания и университета в целом. Когда есть навигатор для выбора действительно серьезных и качественных программ, которые успевают за современными вызовами быстроменяющейся экономики, общественного устройства, опору на адекватный ответ таким изменениям надо обязательно сохранять.
С 1 сентября 2022 года будет апробироваться проект «2 плюс 2 плюс 2»: когда дается возможность точек выбора, перехода, углубления специализации после двух лет бакалавриата перед магистратурой, при этом с признанием достижений, микростепенями, которые мы присуждаем. Это дает возможность изменить направление в своем университете или углубиться по программе или пройти часть предметов курса в другом университете, а может быть, даже и перейти в другое учебное заведение без потери качества, темпа освоения образовательной программы. Мне кажется, это важный ресурс, и такие возможности для мобильности и профессионального переопределения отрабатывались в последнее время. По этому пути и нужно двигаться.
Сегодня в таких интенсивных образовательных программах, связанных с работодателями, стажировками, практиками, фактически заинтересованы и сами студенты, и работодатели. Это и было трендом в Болонской системе, когда страны, основывались на изучении тенденций, договаривались о требованиях к качеству и о том, как независимые общественно-профессиональные агентства будут это качество проверять и признавать, составляя общий реестр качественных программ.
Я думаю, что даже если приостановлено наше участие в подобном обсуждении, все равно нужно прислушиваться к тенденциям развития и сохранять гибкость и адаптивность системы. Наше исключение из Болонской системы сейчас имеет негативные последствия, в первую очередь, для тех студентов и преподавателей, которые могли бы приезжать учиться в нашу страну. То есть, хорошие программы, наши достижения в области образования, интеграции науки с образованием станут невидимыми для международного сообщества. В Болонский процесс входит очень много стран, это не только европейские страны и США, это страны Тихоокеанского региона, Австралия, Китай и Гонконг.
То, что мы становимся невидимыми для наших партнеров, имеет очень много рисков того, потому что площадка, где мы могли бы продвигать свои достижения и ценности, будет для нас закрыта.
Диалог в гуманитарной сфере, в сфере образования и культуры чрезвычайно важен для того, чтобы искать ответы на довольно острые глобальные вызовы, чтобы с ними справляться быстро и адекватно, и главное, чтобы быть все-таки открытой системой для тех, кто готов выбирать наше образование, наши технологии взаимодействия бизнеса, образования и науки для развития и преодоления всех негативных последствий современного времени.