Россия становится креативной средой и сталкивается с потребностью в создании новой, отчасти и планетарной креативности
Россия становится креативной средой и сталкивается с потребностью в создании новой, отчасти и планетарной креативности
Если вспомнить определение креативного класса, который давал Ричард Флорида в своей книге «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» (откуда, собственно, этот термин и вошёл сначала в обиход гуманитарных ученых, а потом и в массовую риторику), креативный класс составляют люди, которые становятся маргиналами в тех условиях, в которых живет большинство. Это уже в интерпретации медведевской эпохи стали говорить про креативный класс, ассоциировать с ним модных и успешных.
Изначально креативный класс — это люди, которые не вписываются в стандарты индустриального общества, и вместо того, чтобы подчиняться им или скатиться на обочину жизни и умирать, начинают производить что-то новое и неведомое, и вдруг потом оказывается, что это новое становится проводником в мир будущего.
Можно сказать, что мы оказались в условиях, которые всю нашу страну провоцируют сейчас жить так или иначе по канонам и нормам креативного класса. Чего-то подобного ждут и наши власти, потому что если посмотреть на разговоры про то, что малый бизнес должен накормить и напоить Россию, что люди должны начать получать профессии в IT-секторе и начать зарабатывать. Эти речи мы слышим от первых лиц государства.
Если переводить это на язык вульгарной социологии, то это будет значить вхождение в ряды креативного класса.
В общем-то, окружающий нас мир, который сейчас активно маргинализирует Россию, тоже участвует в формировании условий, при которых Россия, как политическое образование, начинает креативить. Мы слышим, что российская нефть начинает плавать по миру под какими-то странными флагами, или Турция, например, смотрит на российское зерно, а старается увидеть в нём украинское, и так далее и тому подобное. Всё, что предполагает появление новых прецедентов, создает условия для креативности. Поэтому в этом плане можно сказать, что Россия подступает и переходит в креативную эпоху.
Только если раньше, в советское время, когда мы жили за железным занавесом, креативила небольшая часть населения и госидеология о них отзывалась отрицательно: "фарцовщики", "ремесленники", "надомники"; то сейчас наоборот: это всячески поощряется, особенно на уровне цифровых профессий или на уровне контактов с ближним зарубежьем. Поэтому, повторюсь, Россия становится креативной средой и сталкивается с потребностью в создании новой, по всей видимости, отчасти даже планетарной креативности.
В этом смысле «Креативная неделя» так или иначе соотносится с теми условиями, которые я описал, но по остаточному принципу. Мероприятие очевидно было запланировано задолго до всех событий и, скорее всего, изначально формировалось в том "сытом" понимании креативности и креативной классовости, о которой я сказал выше. Однако же, что касается разного рода пленарных выступлений, то я не жду там чего-то сверхинтересного и креативного. Все-таки еще не было времени адаптироваться к новым условиям.
Но нужно заметить, что сейчас наше чиновничество в своих действиях демонстрирует креативность (например, политика Центробанка очень креативна, как и действия власти на местах: руководство Калининграда тоже проявляет верх креативности), но риторика, политический язык наших чиновников от креативности страшно далеки. Все публичные заявления предсказуемые, шаблонные, поэтому подобные мероприятия обычно проходят по банальному сценарию.
Но всегда есть и неофициальная часть, где люди гораздо откровеннее обмениваются мнениями.
Если мы всерьёз отнесёмся к тому, что нам нужно формировать это креативное поле, то таких мероприятий при участии государства должно быть больше, причём, мне кажется, они должны быть более профильными, менее публичными и заточенными на то, чтобы действительно привлекать людей, которые могут что-то произвести из себя в реальной плоскости.
Надо сделать так, чтобы государство встретилось с креативными людьми, чтобы эти люди его услышали и поверили, и чтобы все это выросло именно в сотрудничество. К этому нужно стремиться, в том числе через мероприятия, подобные Креативной неделе.